Недавно в Англиканской церкви Святого Андрея в Москве состоялся уникальный аудио-визуальный перформанс Dreams Are Toyz, по мотивам «Зимней сказки» Уильяма Шекспира. Стены собора, ставшие и сценой, и зрительным залом, оригинальная музыка и пластика актеров – все захватывало внимание.

И как яркий штрих и при этом органическая часть перформанса – фотография в процессе съемки по технологии середины XIX века (коллодионный процесс). Фотограф Анатоль Грин – один из немногих профессиональных фотографов в России, работающий в этой старинной технике.

 

Artifex: Анатоль, как случилось, что вы начали сотрудничать с этим театральным проектом?

С Мартином Куком, режиссером этого спектакля, мы познакомились больше полутора лет назад, когда он выступал с одним из своих театральных проектов в культурном центре Come-In, где сейчас находится моя мастерская. Тогда я первый раз сделал его портрет, используя старинную технику фотографии. А совсем недавно, буквально за две недели до спектакля, Мартин Кук предложил мне принять участие в перформансе Dreams Are Toyz.

Он объяснил свою идею очень просто: в театральном мире есть такое понятие как happening, то есть то, что происходит именно здесь и сейчас. Импровизация, экспромт – одна из важных составных частей перформанса. А техника, в которой я сейчас делаю фотографии – не что иное, как happening, причем повторить кадр, сделать дубль невозможно: пластина, на которой после долгих «манипуляций» (полив коллодия, погружение в раствор нитрата серебра, экспонирование, проявление и фиксирование) появляется изображение – является единственным оригинальным экземпляром. Таким образом, довольно спонтанно, я стал одним из участников перфоманса.

Во время спектакля были выбраны временны́е промежутки, когда я фотографировал героев пьесы. Как и положено, при такой технике съемки, герои рассаживались и замирали на 3-6 секунд, чтобы получился кадр. Я бы сказал, что это были акцентирующие фотографии, чтобы неподготовленному зрителю было легче понять, о чем идет речь в спектакле (весь спектакль шел на английском). И далее я в режиме реального времени делал фотографии.

В среднем, по технологии, на каждую фотографию уходит 10-15 минут. Всего за время спектакля мы сделали 3 таких фотосессии.

Artifex: Планируется ли еще такой опыт повторить?

Мы хотим повторить этот спектакль в июне. Также планируем сделать целую серию изображений (с музыкальным оформлением) в стилистике прошедшего перфоманса. Это будет аудио-визуальная книга Dreams Are Toyz. Во время спектакля мне приходилось давать более мощный свет, который отличался от сценического. Но иначе изображения бы не получилось. Здесь мы будем заниматься целенаправленно фотосессией. Смысл не в том, чтобы повторить (в этом жанре повторить просто невозможно), а создать заново уникальный визуальный ряд. Разумеется, в этом случае изображений будет значительно больше.

А еще в будущих спектаклях Dreams Are Toyz мы планируем сделать так, чтобы зрители видели, что происходит у меня в темной комнате, то есть в режиме онлайн могли наблюдать, как делается фотография. Технически это можно сделать, выведя проекцию из темной комнаты на экран к зрителям. Потому что во время первого спектакля с моим участием многие думали, что вышел фотограф с камерой и сделал вид, что «что-то там поснимал». В результате, когда я вынес зрителям готовые фотографии, многие были просто в шоке (улыбается).

Artifex: Насколько искусство коллодионной фотографии востребовано в эпоху цифровой фотографии и селфи-мании?

Думаю, что, несмотря на популярность электроники и «облаков», у человека всегда остается тактильная потребность. Это потребность иметь и ощущать какую-то вещь, артефакт. Люди, которые приходят ко мне, понимают, что это другой experience фотографирования. Селфи уже не экзотика. Экзотика – замереть на 7 секунд своей жизни, чтобы получить (если еще получится) пластинку с собственным изображением, причем в единственном экземпляре. Человек получает свою портрет как бы в антикварном виде. Wow-эффект гарантирован (улыбается). А фотография, полученная таким способом, обладает особой энергетикой.

Artifex: А какие снимки, на ваш взгляд, позволяют лучше понять человека - сделанные в статике или в динамике?

Мне кажется, все зависит не от статики-динамики, не от техники фотографирования, а от каждого конкретного кадра. Можно и старинным фотоаппаратом получить абсолютно не интересное изображение, с другой стороны, на мобильный телефон можно снять шедевр.

А вообще, в статике можно вытащить то, что никогда не вытащишь в динамике. Во время длительной съемки и подготовки к ней человек впадает в состояние, очень ему не свойственное, особенно в наше время. Так или иначе, эти 7 секунд, на которые он замирает – это полный разрыв шаблонов. Он «скатывается» в то состояние, которое находится у него глубоко внутри. И пусть он сидит и не двигается, но можем ли мы применить к нему понятие «статика» - это еще вопрос…

Artifex: Как вы открыли для себя этот метод съемки?

Когда профессионально занимаешься фотографией, то волей-неволей просматриваешь в интернете много изображений. И вот как-то мы с супругой увидели снимок, который разительно отличался от всего, что есть. И это был явно не Photoshop. Оказалось, есть еще в мире энтузиасты, которые работают по старинным технологиям середины XIX века. У нас эта технология стала возрождаться примерно лет 10 назад. Но все равно фотографов, работающих в этой технике, очень мало. К примеру, в Москве едва ли наберется 20 человек.

А еще меня привели в старинную фотографию мои личные интересы и особенности. Мое первое высшее образование - медицинское. Я всю жизнь любил науку. А здесь во многом требуются знания по химии, физике. Ведь готовых «замесов» для получения таких фотографий нет. Здесь нельзя пойти в магазин и купить готовый набор. Очень многое надо делать самому. Какие-то элементы надо растворить в нужных пропорциях, какие-то подготовить самостоятельно. Вот эти реактивы дают ту самую уникальность каждой фотографии. Потому что каждый замешивает по-своему, у каждого мастера своя рука, свой стиль.

Кстати, не все мастера, интересующиеся старинной фотографией, были профессиональными фотографами. Многим был просто интересен сам процесс получения изображения. Лет 10 назад, когда я только начал заниматься старинной фотографией, многие экспериментаторы снимали все, что попадалось под руку: какие-то банки, свои кабинеты… Им была просто интересна техника. Со временем от технического процесса получения аналогового изображения перешли к пониманию художественной уникальности данного метода.

Artifex: Почему фотографы вдруг стали интересоваться коллодионным процессом? Ведь на таком «штучном товаре», да и еще без всяких гарантий, что он получится, много не заработаешь…

Здесь нет большого коммерческого интереса в массовом сегменте. Коммерческая фотография пошла по пути «цифры», потому что производительность выше, ее легко тиражировать. Здесь же важно другое: абсолютно иной тип мышления, подхода к снимку, возможность создать своими руками другую изобразительную пластику, уникальное изображение, отличное от цифрового. Изображение, которое несет в себе другую энергетику, уникальность, неповторимость. Здесь есть magic, чудо. Когда ты колдуешь в темной комнате, то чувствуешь какую-то потустороннюю историю (улыбается).

Так же, как человек, пришедший ко мне фотографироваться, хочет получить в руки артефакт, так же и для меня важно этот артефакт создать своими руками. Так что здесь обоюдный процесс. Вряд ли интерес к старинной фотографии с обеих сторон будет массовым. Думаю, это останется искусством для узкого круга понимающих разницу.

Artifex: Лично у вас есть планы расширить «узкий круг» людей, знакомых со старинной фотографией?

В настоящее время я делаю реновацию портретной мастерской и студии-лаборатории. Рассчитываем, что они откроются уже этим летом и будут единственными в своем роде. По крайней мере, в центре Москвы. В мастерской будет проходить съемка (а также обучение), а в лаборатории смогут работать фотографы, которые уже научились секретам старинной фотографии, но не могут держать всю эту химию у себя дома.

Также меня приглашают читать лекции (получается что-то вроде лекции-шоу), на которых я показываю весь процесс получения фотографии. Есть программы для взрослых и для детей. Кстати, часто родители приводят ко мне в мастерскую детей, чтобы не только показать, как делали фотографии 150 лет назад, но и чтобы они задумались, что фотография – это не просто опция в телефоне…

Artifex: С какими еще направлениями искусства сочетается коллодионная фотография?

Недавний опыт театрального перфоманса можно считать перспективным. Не так давно я участвовал в антикварном салоне, где представлял весь этот процесс. Интересное сочетание старинной фотографии с ювелирными украшениями, но только в достаточно миниатюрном виде. Всегда можно скомпоновать старинную фотографию с интерьерным дизайном. Такая фотография стала бы благородным акцентам в декоре интерьера.

Artifex: Каков, на ваш взгляд, основной замысел старинной фотографии? Основная задача этого элитарного искусства?

Мы уже затрагивали тему селфи. Популярность селфи – это, наверное, стремление человека к эффекту полного присутствия. Вот мы сделали шаг – и это могут увидеть множество людей, хоть на другом конце земного шара. Как ни парадоксально, но присутствие везде мешает присутствию «здесь и сейчас».

Фотография, для которой необходимо замереть на 3-7 секунд, словно бы заставляет человека, внутренне для себя, остановиться посреди бесконечного движения. Для современного человека остановиться даже на короткое время (в том числе мысленно) – очень сложная задача. А эта фотография требует к себе внимания, ко мне нельзя «заскочить», нужно освободить для себя как минимум два часа. Не отвечать не телефонные звонки, не суетиться… Можно назвать это мистикой, но если человек куда-то постоянно спешит, пока мы работаем над портретом, то ничего не получится. Остановиться на бегу – вот, наверное, главная миссия этого искусства.