«Он нашел свою нишу, чем-то напоминающую место Достоевского в литературе. Лица его персонажей просты и знакомы, сцены обыденны и узнаваемы – но за каждой бытовой ситуацией, движением глаз, поворотом головы читается многослойная история человеческой жизни, философская драма со светлым концом»
© А. Чиженок
Вспомните, с каким увлечением мы каждый раз изучаем новые и необычные гаджеты. Мечтаем о них и копим деньги, чтобы купить все самое модное и лучшее. А теперь представьте, что в советской Литве было что-то похожее. И «гаджетом» в этом случае был фотоаппарат. Фотографией занимались все, кому это было интересно. Но кто знал, что обычное увлечение перерастет в призвание и прославит страну на весь мир? Литва оказалась первой республикой СССР, где впервые организовался клуб ценителей фотографии. И создателем Союза фотоискусства ЛССР стал Антанас Суткус (Antanas Sutkus).
Все началось с того, что Антанас решил накопить денег на велосипед. Но, сам не понимая почему, признается он спустя многие годы, купил в итоге фотоаппарат. Восьмикласснику достаточно было создать фотолабораторию в школьном туалете, чтобы проявлять свои снимки. И как это часто бывает, все вначале делалось ради интереса и любопытства. Первые фотографии – это заснятые родственники и друзья. А уже серьезные работы были сделаны во время учебы в институте.
Кумиром Суткуса, как и многих литовцев, является национальный герой страны Тадас Блинда (Tadas Blinda). Он славился своим благородством, и местные прозвали его последним Робином Гудом. Видимо, поэтому Антанас решил учиться на факультете журналистики.
«Я никогда не думал становиться фотографом, а мечтал быть журналистом. На то время мне казалось, что только эта профессия способна добиваться правды», — говорит Антанас Суткус.
Творческий альманах Artifex уже познакомил вас с работами таких литовских фотографов, как Ромуальдас Пожерскис и Ромуальдас Ракаускас. Они также являлись членами фотоклуба Суткуса и тесно работали с ним над общими проектами. Официально считается, что это сообщество образовалось в 1969 году. Многие работы авторов фотоклуба до сих пор не были нигде опубликованы.
Это связано с тем, что из-за идеологической цензуры, которая была установлена в стране, многие фотографии приходилось хранить в архивах. За десятилетия он стал настолько огромен, что все еще не был полностью отсортирован, поэтому работа над ним продолжается. Кто знает, что еще интересного найдется в килограммовых залежах негативов и фотопленки?
Снимки, которые в итоге вышли в советское время за пределы Литвы на фотовыставки и даже за границу, имели колоссальный успех. Так, например, представители московской фотографии защищали своих коллег от правительственной критики, так как опыт литовской школы фотоискусства на тот момент был очень богат и разнообразен.
«Каждый день я чувствовал себя, как на войне. Словно архитектор, который мечтал построить красивые дворцы, но был вынужден заложить понтоны. Меня беспокоила лишь безопасность марширующего войска. После их службы я должен был разобрать мосты и начать строить новые», − так вспоминает главный председатель литовского фотоклуба время, когда ему приходилось защищать своих подопечных от нападок советских критиков.
В отличие от своих сподвижников, фотограф так и не окончил институт. Увлечение фотографией было сильнее. Суткус объясняет это тем, что в то время журналистика опускала многие вещи, а снимок мог рассказать намного больше, чем слова.
Первый его успех − фотография «Зимняя геометрия», которая в 1962 году была опубликована в журнале «Советское фото», а также во французской газете L’Humanité Dimanche. Она привлекает штрихами и общей композицией. Действие будто не останавливается только на фотографии, а кажется, что вот-вот продолжится, и на снимке появятся новые завитки и узоры.
Это было время экспериментов. Каждый фотограф открывал для себя все новые направления. Литовские документалисты работали над своими темами порой десятилетиями. Несмотря на то, что все фотографии черно-белые, по характеру и манере исполнения можно незамедлительно определить, кто именно является автором снимка.
Например, Ромуальдас Пожерскис выделял членов фотоклуба таким образом:
«Каждый фотограф имеет свою тему, и если один фотографирует, скажем, цветение, весну, то другие уже не будут это снимать. Также и с базаром, и с другими темами. То есть каждый находит свои индивидуальные образы и визуальные решения. Мацияускас, например, снимал широкоугольником, кто-то другой — портретниками. У каждого вырабатывался собственный творческий стиль и фотографические темы, которые снимались много лет. Суткус всю жизнь фотографирует человека, создает национальный портрет. Дихавичюс двадцать лет снимал красоту природы и девушек. Ракаускас семь лет работал над темой цветения. Мацияускас около двадцати лет фотографировал базар. Каждый решал свою большую тему, и никто не ориентировался на журналы или газеты»
И символом национального портрета у Антанаса Суткуса стала его работа «Пионер».
Сейчас фотограф продолжает снимать серию фотографий «Люди Литвы». Работа над ней началась в 1959 году. Эти люди являются ключом к разгадке зашифрованного послания автора. Это, действительно, сильные работы, которые запоминаются и отличаются от остальных фотографий литовских мастеров тем, что они оставляют исключительно глубокое впечатление.
Мы, зрители, словно заглядываем в чужую душу и проживаем чью-то жизнь. Не зря работы Суткуса сравнивают с буддистской философией, ведь в них столько жизни и человеческой боли. Вся правда на его фотографиях изображена как на ладони. Автор словно хотел сказать: «Посмотрите на жизнь этих людей. Разве вы не видите в них себя?».
Одну треть квартиры фотографа занимают его работы: негативы, пленки, фотокарточки и открытки, которые печатались во времена СССР. Все это драгоценный архив, исторический кладезь той жизни, которая вроде бы уже прошла, но все еще существует где-то рядом с нами. То, что еще не забыто и будет передаваться из поколения в поколение – наша история.
Антанас Суткус ‒ великой души человек, и он остается простым народным фотографом.
«Все чаще я испытываю фаустовское удовольствие — я собираю фотографии дней былых и смотрю на них с чувством человека, для которого уже все прошло. Это момент, когда встречаются жизненный опыт и интуиция. И это все, что у меня есть…»