Рок-музыка – это мир идолов, брутальных образов и философии протеста, именно так мы его представляем через фотографии, статьи и клипы. И этот мир принадлежит не только музыкантам, но и фотохудожникам – тем, без кого каждый из них был бы всего лишь собой, а не кумиром. И только Антон Корбейн (Anton Corbijn) по праву может сказать:

«Я снимал всех»

Список лучших групп за всю историю рока один в один похож на перечень клиентов (или друзей) Корбейна: U2, Depeche Mode, Billy Idol, R.E.M., Metallica, Брайен Ферри, Бон Джови, Nirvana, Foo Fighters, Tricky, Дэвид Сильвиэн, Джон Ли Хукер, Илья Лагутенко, Мик Джаггер, Бьорк, Энтони Кидис, Боно, Ник Кейв и другие. А для многих из них он не только фотограф, но еще и клипмейкер. Не считая режиссерских работ для бесчисленных концертных и live DVD, Корбейн снимал и самые атмосферные клипы многим легендарным коллективам, например Nirvana «Heart Shaped Box», Depeche Mode «Never Let Me Down Again» и «Personal Jesus», Metallica «Mama Said», U2 «Electrical Storm» и многие другие.

 

Несмотря на многогранность таланта Корбейна, за ним прочно закрепилось звание рок-фотографа. В копилке фоторабот Корбейна: обложки альбомов U2 «The Joshua Tree», The Killers «Sam's Town», Depeche Mode «Delta Machine», а также фотографии во всех крупных музыкальных журналах, таких как NME, Rolling Stone, Esquire. А успех фотоснимков и клипов Антона Корбейна, прежде всего, не в изобретательных ракурсах и не в скандальности кадров – он умеет запечатлеть воплощение музыки в человеке, а это и есть как раз то, что и превращает музыкантов в легенды.

Антон Корбейн родился в 1955-м году на маленьком и мрачном острове в Голландии, в семье пастора. В поселении Стрийен ничего занимательного не происходило, и мальчугану за неимением телевизора и проигрывателя оставалось только читать музыкальные журналы и разглядывать в них фотографии. После переезда семьи в городок Гронинген Антон начал посещать все концерты приезжих групп и, чтобы побороть стеснительность, стал ходить с отцовской фотокамерой. В 1972-м он отправил свои концертные снимки в один музыкальный журнал, и их опубликовывали. С тех пор его не покидала идея заняться фотографией, и в 1979-м году Корбейн переезжает в Лондон. Там он заводит дружбу с британской постпанк группой Joy Division, а именно с Йеном Кертисом, чьи фотографии становятся легендарными уже после смерти фронтмена. А дальше понеслось…

Корбейн начал карьеру музыкального фотографа в 70-е годы, обозначаемые как «лучшее время в истории рока». Это был самый расцвет рока, гранжа, панка, вкупе с музыкальными журналами и магазинами грампластинок, а также это время группис, слухов и становления рок-идолов. Стоит лишь вспомнить, что тогда не было интернета, а по телевидению не крутили клипы. Поэтому истинные поклонники покупали на последние деньги пластинки, отправлялись на концерты в соседние города и страны, а фотографии кумиров хранили как драгоценность.

Сейчас все, конечно, по-другому, современные технологии достигли такого уровня, что, кажется, можно достичь невозможного… Но главный рок-фотограф мира до сих пор не принимает цифровую фотографию, не расставаясь со своей пленочной камерой. И если говорить профессиональным языком, работы Корбейна отличает зернистость, монохромность, расфокус и суровость. А для своих «моделей» он скорее друг, а не «чувак с камерой», который жаждет компромата. Он соглашается снимать только тех, кто интересен именно ему.

 

 

Насколько люди, которых снимал Антон Корбейн, были «звездны» и многослойны, настолько сам фотограф был скромен и прост. Пожалуй, Корбейн – один из немногих представителей музыкальной индустрии, который никогда не пытался играть какую-то роль, но при этом его биография настолько обширна, что никакой статьи в Википедии не хватит. А чтобы окунуться в его творчество и «заглянуть» в голову каждого настоящего рокера, можно посмотреть автобиографичные фильмы «Театр теней Антона Корбейна» (2009), «Антон Корбейн наизнанку» (2012) и фильм «Контроль» (2007) – о группе Joy Division, где Корбейн выступил режиссером.