В чем заключается подлинная красота человека? Представление о ней постоянно меняется, и у каждого оно разное. Например, в Китае красивыми считались маленькие ножки, а на Соломоновых островах очаровательная женщина та, у которой нет зубов. В современном мире все совершенно по-другому.
Сегодня мы познакомим вас с фотографом, у которого свое видение красоты в человеке и нестандартный подход к съемке. Дмитрий Пряхин не стремится показать внешнюю привлекательность или успешность людей, хотя могие желают именно этого. Цель художника – отобразить не то, что сразу бросается в глаза, а спрятанное глубоко внутри нас.
Светлане Гаспарян удалось побеседовать с Дмитрием и узнать подробнее о его необычных съемках.
Artifex: В каком жанре вы предпочитаете работать?
Мне сложно сказать, что это за жанр - он на стыке портрета и репортажа. Я стараюсь фотографировать чувства человека. Возможно, и свои чувства, и того, кого я снимаю. Современная российская фотография исключает из своего инструментария весь спектр обычных чувств. Фотоснимок в основном показывает нам то, что человек красив, хорошо себя чувствует, монолитен и неподвижен. Хотя природа фотографии как раз и заключается в том, что может отобразить кратчайшие моменты времени и ловить такие образы, чувства и положения человека, которые в обычной жизни мы не можем разглядеть глазом.
Artifex: Ваши фотографии отличаются от работ многих других авторов тем, что вы пытаетесь показать то, что обычно люди хотят скрыть от посторонних глаз.
Мне кажется, что люди постоянно чувствуют некие эмоции, которые не показываются фотографией — это зажатость, стеснение. Человек по своей природе склонен скрывать от посторонних глаз свои разнообразные эмоции и чувства. Либо что-то не может показать, потому что это кратко по времени, а фотография - может.
Artifex: Как вы добиваетесь таких сильных эмоций в кадре?
Я никогда не требую от человека показать конкретные эмоции, например, радость или страх. Он всегда чувствует то, что чувствует. Я работаю более общими планами, не такими конкретными. Я считаю, что все чувства человека, которые мы не можем определить, выражаются движениями тела, рук, ног, мышцами лица. А это значит, что если мы не хотим сфотографировать какую-то конкретную эмоцию, мы можем попросить модель начать двигаться. Либо чувства вызывают движение, либо движение вызывает чувства. На фотографиях это заметно.
Artifex: Порой кажется, что в фотосессиях принимают участие профессиональные актеры. Расскажите, как вы находите контакт с людьми, чтобы они смогли так перед вами раскрыться?
Большинство людей я вижу первый раз уже на съемке. Дело в том, что я не стараюсь найти контакт – просто испытываю человеческий интерес к тому, кого фотографирую. У меня нет цели показать главного героя съемки хорошим или плохим, красивым или некрасивым. Когда я вижу человека впервые, то не даю ему никаких оценок, а просто с интересом смотрю на него. И для меня вот этот интерес - он первичный в фотографии, я его выражаю в съемке.
Artifex: Как проходит процесс подготовки к съемке?
Первый час я просто общаюсь с человеком, работаю над тем, чтобы он немного «отошел» от восприятия себя. То есть у каждого есть образ самого себя. Например, госслужащий, предприниматель, может быть - молодая девушка, нравящаяся мужчинам, а может - девушка с богатым внутренним миром. Я объясняю, что необходимо отнестись к себе творчески, и не думать заранее о том, как ты получишься на снимке. Вот это чувствуется на фотографии, и это мне в ней нравится.
Artifex: Стараетесь ли вы сделать фотографию красивой?
Я стараюсь вообще не думать о красоте. Когда я только начинал заниматься фотографией, то постоянно хотел сделать что-то красивое, но это всегда заканчивалось трагически и печально. Я вижу, что это общая проблема. Потому что красота - это не то, что думает автор, а то, что подтверждают зрители. Тебе нужно подтверждение зрителей, некой группы людей.
У меня есть к человеку только интерес, я не хочу его приукрашивать в фотошопе. Понятие интереса для меня намного важнее понятия красоты.
Artifex: Где вы черпаете вдохновение и идеи для новых съемок?
В знакомстве с людьми без заранее наложенных на них ярлыков.
Artifex: Расскажите, пожалуйста, о самой необычной фотосессии.
Я расскажу о будущей съемке, потому что на ней будет огромное количество людей. Закрытый ангар, около ста человек. Они будут делать все то же самое, что делают на моих съемках. Возможно, получится один большой человек, один живой организм. Мне многие пишут: можно ли прийти посмотреть? А я отказываю, потому что надо принимать участие. Зрителей там не будет.
Artifex: Как вы считаете, почему люди опасаются принимать участие в этой съемке?
Во время нее будут созданы интересные обстоятельства. Хорошая фотография - это не обработка, а то, что происходило на съемке. Если обстоятельства скучные, то как не фотографируй - ничего не получится.
Многие боятся, потому что, рассказывая о себе все, не контролируя результат того, что получится, они рискуют получить негативную оценку зрителей, а это значит, что в будущем они могут быть исключены из общества.
Artifex: Много ли вы тратите времени на обработку фотографий?
По обработке я пользуюсь программой Lightroom и практически ничего не ретуширую. Удаляю некоторые дефекты, связанные с пылью на матрице.
Artifex: Как вы проводите свободное от фотографии время?
Все свое свободное время мы с женой занимаемся ребенком, ему сейчас год и четыре месяца.
Artifex: И последний вопрос: что может вызвать вашу улыбку, когда грустно?
Улыбка другого человека, конечно. Мне кажется, ничто так не меняет твое состояние, как хорошее настроение другого человека или, наоборот, плохое. Если кому-то рядом со мной весело - я не могу грустить.
Artifex: То есть человек - это источник вашего вдохновения, улыбки и творчества?
Безусловно.
Artifex: Спасибо за интересную беседу. Всего доброго!