С появлением цифровых фотоаппаратов люди отложили в сторону плёнку, забыли о слове «проявка», перестали наслаждаться моментом создания снимка. Фотография, бывшая до этого момента искусством, стала превращаться в рутину, доступную любому желающему, а Photoshop позволил множеству фотографов считать себя мастерами и художниками. Но стоит обернуться назад, и можно увидеть настоящих гениев съёмки, повсюду носивших с собой маленькие плёночные камеры.

Анри Картье-Брессон – легенда чёрно-белой фотографии. С искусством он был связан с юности – учился на художника в ателье Андре Лота. Решение стать фотографом пришло после поездки в Африку, где, вдохновившись работами Эжена Атже и Мартина Мункачи, Анри купил свой первый фотоаппарат.

 

 

Его весьма устаревшая конструкция позволяла снимать только неподвижные предметы, и первые кадры Брессона не были впечатляющими. Только вернувшись во Францию он открыл для себя Leica 35 мм. Удивительно, что, будучи известным как «пионер репортажной съёмки», Анри фотографировал всё на объектив с фиксированным фокусным расстоянием в 50 мм, считающийся портретным.

Через год после начала его творческого пути состоялась первая выставка Анри Картье-Брессона. Это было в 1933 году в Julien Levy Gallery в Нью-Йорке. Затем работы фотографа начали появляться в журналах Voilà и Photographies. В 1935 году Жюльен Леви, владелец Нью-Йоркской галереи, выставил его фотографии вместе со снимками знаменитых Уолкера Эванса и Мануэля Альвареса Браво. В 1937 Картье-Брессон работал в коммунистической газете Ce Soir. В 1939 году она закрылась, а у Анри начался творческий кризис, во время которого он сжёг большую часть своих фотографий и плёнок.

Началась Великая Отечественная война, и Брессон попал в армию, где стал капралом армейского кинофотоподразделения. После захвата нацистами Франции он оказался в плену, откуда смог вырваться только через три года. Во время войны Анри не оставил фотографию, а стал работать еще больше, привлекая к этому других фотожурналистов. Он буквально жил с камерой в руках: снимал военные будни, оккупацию, отступление фашистов. По окончании войны Картье-Брессон показал себя ещё и в сфере кино, сняв фильм о возвращение французских военнопленных на родину.

В 1947 году Анри вместе с Робертом Капа, Джорджем Роджером, Дэвидом «Чим» Сеймуром и Уильямом Вандивертом основал фотографическое агентство Magnum Photos. Участники «Магнума» предлагали готовые работы редакциям без разрешения изменять что-либо в снимках. Именно благодаря такой политике к организации примкнули самые талантливые фотографы того времени.

После создания «Магнума» Анри сразу же уехал в Индию вместе со своей женой, где снимал Махатму Ганди. Затем семейная пара путешествовала по Пакистану, Мьянме, Малайе, Китаю.

В Индонезии фотограф наблюдал борьбу страны за независимость от Нидерландов - и всё это с фотоаппаратом в руках. Полученные снимки Картье-Брессон отправлял в Нью-Йорк, где сотрудничал с Life, Harper’s Bazaar, New York Times и многими другими журналами. Результаты работ мало интересовали Анри, он говорил:

«Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности».

Настоящая слава пришла к фотографу после парижской выставки в 1950 году. Помимо этого его работы выставлялись в Милане, Токио, Кёльне и многих других городах по всему миру.

 

Одной из самых важных стала первая выставка фотографии в Лувре в 1954 году, посвященная только творчеству Анри Картье-Брессона.

В 1952 году была опубликована книга «Решающий момент», в которой было опубликовано 126 лучших фотографий Анри.

В 1954 году после смерти Сталина Картье-Брессону разрешили посетить СССР. Работы этого и повторного визита 1972 года вошли в книгу «О России». Своим путешествием в холодную страну, не понятую западом, фотограф развенчивал мифы о русских людях.

Фотограф снимал не только жизнь обычных людей, но и таких знаменитостей, как Анри Матисс, Альберт Камю, Жан Ренуар, Мэрилин Монро, Коко Шанель, Луи Арагон. Все они получались в его кадре настоящими и неподдельно притягательными. Он говорил, что «в истинном портрете вы не найдете ни льстивых прикрас, ни гротескных карикатур, но только глубокое и точное отражение индивидуальности».

Фотографии Анри Картье-Брессона, безусловно, целая неповторимая история. Каждый снимок – отдельная вселенная, живущая в самом фотографе. Анри умел поймать «тот самый» момент, остановить на мгновение реальность. Он говорил:

«Для меня фотография — это спонтанный импульс к постоянному визуальному вниманию, которое способно уловить и миг, и вечность».

Люди на его фотографиях всегда такие, какими были на самом деле. Фотограф не старался в кадре ни преобразить окружающий мир, ни улучшить, ни очернить его. В маленьком прямоугольнике видоискателя своей Leica он видел настоящее и, может быть, немного будущее.

Удивительны слаженность и стройность композиции работ Анри. Он писал:

«Наибольший восторг у меня вызывает геометрия кадра, его конструкция. Нельзя снимать ради структуры, форм и схем, но когда каждый элемент фотографии находится на своем месте - это доставляет чувственное и интеллектуальное удовольствие. Это осознание миропорядка, который находится перед тобой».

 

Снимать людей, постоянно куда-то спешащих и неугомонных, безумно трудно, потому что плёночные фотоаппараты не были оборудованы автоматической фокусировкой, настройкой выдержки и диафрагмы. Всё это фотографы делали сами. Поймать идеальный кадр, быстро настраивая фокус на нужной движущейся точке, при этом соблюдая композицию и не размышляя о своих действиях, под силу только гению.

«Думать следует до или после съемки, и никогда во время нее».

Возможно, именно поэтому он успевал делать по-настоящему хорошие кадры. Не думать – значит действовать сердцем. Чрезмерное размышление во время съёмки превращает время, главного союзника фотографа, в его противника.

«Поэзия - основа всего, - говорил Анри. - Без нее кадр пуст и не имеет никакой ценности».

Многие фотографы, по его мнению, принимают за поэзию кадра абсолютно неправильные вещи, в то время как уловить её – невозможно, потому что «это все равно, что гоняться за вдохновением».

Анри Картье-Брессон, безусловно, был гением чёрно-белой фотографии. Его снимки покорили множество сердец и стали достоянием культуры. Жизнь, запечатлённая на кадрах, притягательна своей простотой, поэтому работы художника проникают в самые сокровенные уголки души зрителей.
 


Автор: Анастасия Фатуева