Когда мы говорим о фотографиях, то всегда подразумеваем нечто новое, интересное или необычное - то, что человек запечатлевает для себя на долгую память и хранит не только в своих воспоминаниях, но и в электронной форме. Фотоснимок – это целое искусство, которое зачастую воспринимается людьми весьма посредственно и однобоко. Это не сверхновое направление в массовой культуре, так что же еще здесь можно увидеть или показать?
Луиза Лоулер (Louise Lawler, 1947) смогла раздвинуть границы понимания искусства фотографии, придала привычному всем явлению новые, яркие и острые чувства, манеру и смысл. Ее творчество – это вызов, отрицание традиционной красоты и общепризнанных форм. В руках Луизы обыкновенный снимок, как свежий морской бриз, привносит нечто новое и интересное в уже имеющийся багаж знаний. Фотография как способ комментировать окружающую жизнь и демонстрировать уже существующее искусство в новом свете – вот в чем заключается творчество Луизы Лоулер!
Она всегда считала фотографию особым видом искусства, живым, глубоким и более информативным, нежели картина или скульптура. Ее творческий путь начался в конце 1970-х годов в Нью-Йорке. Лоулер сразу стала относить свои произведения к более широкой сфере деятельности, которая называлась «кадрами нового поколения». Здесь не было места для привычных образов и понятий, каждый фотоснимок становился не новым изображением, а заимствованием, апроприацией уже существующей художественной работы. Но это не грубое копирование, как можно подумать, а новаторский стиль, который был характерен для таких известных творцов ХХ века, как Шерри Левин, Джек Гольдштейн, Синди Шерман и Ричард Принс.
Придерживаясь таких же взглядов, Лоулер начала фотографировать рисунки и объекты в домах коллекционеров, галереях, на стенах аукционных домов и музейных хранилищ. Многие коллекции включали в себя более 400 работ американских и европейских художников, и такое богатство захватило Луизу полностью. Она направила свой взгляд на периферию искусства, как бы комментируя его своими неординарными композициями.
Во время изучения работ этого удивительного и творческого человека появляется много вопросов, ответы на которые нужно искать в своей голове. Мы можем видеть части какого-то целого, фрагменты изображений, которые хочется дорисовать самим и не задумываться, для чего это было сделано, и в чем смысл. А вы закройте на минуту глаза и представьте себе женщину, которая бродит по домам коллекционеров ХХ века и ищет там вдохновение, неуловимую нить, потянув за которую можно увидеть больше, чем весь мир. Любая мелочь, деталь или даже часть картины в объективе фотоаппарата может заиграть новыми красками. Увидев ее на стене, вы не ограничитесь рамками, а пойдете куда дальше, нарисуете в своем воображении нечто новое.
Несмотря на то, что Луиза много снимает, она не считает себя настоящим фотографом. Для нее это, скорее, принятие и переосмысление детальных снимков чужих работ, в которые она вкладывает свою индивидуальность, штрихи и стиль. Выделяя никем не замеченные аспекты искусства, Лоулер показывает, как смысл произведения формируется под влиянием многочисленных факторов, находящихся за пределами нашей привычной реальности.
Ярким примеров необычного подхода к работе с фотографиями является выставка «Ближе, чем вы думали». Каждая работа на ней представляет собой иллюстрацию из черных и белых кривых линий, которые преобразуются в векторную графику и печатаются на виниле. Каждый фотоснимок, который Луиза Лоулер сделала с произведений других художников и очистила от смысловой нагрузки, цветов и понятий авторства и оригинальности, вызывает множество вопросов. Фотография превращается в схему, переведенную на винил, и теряет первоначальное содержание, но при этом может комментировать природу самого искусства, его композицию. Мы можем видеть только очертания, границы и сам образ, а все остальное подскажет наша культура и разум.
В тех редких интервью, что давала Луиза, очень часто звучали слова «острый», «целенаправленный», «резкий», «влияние», «перемещение». Именно так можно описать весь диапазон ее работ, включая не только лаконичность и критичность, но и нечто гораздо более весомое: эмоциональный тембр. Лоулер всегда умела процветать там, куда другие не могли дотянуться из-за своей тяжеловесности.
«Почему картинки сейчас» (Why pictures now) – это выставка Луизы Лоулер в Нью-Йорке, которая как гром средь бела неба поражает воображение и заставляет задуматься над тем, правильно ли мы воспринимает нашу жизнь, искусство и реальность. Добавив яркие цвета в фотографии и инсталляции, она искажает их, поворачивает и выгибает, делая совершенно непривычными для глаз человека. Это брошенный зрителю вызов, в котором искусство приобретает свой смысл и свою ценность.
Искусство такого рода бывает очень непростым для восприятия, но тем оно и интересно. Зачем нам то, что лежит на поверхности, когда можно заглянуть глубже и расширить горизонт своих познаний? Творчество Луизы Луолер неоднозначно, креативно и эмоционально. Она не пытается пустить пыль в глаза или же завуалированно намекнуть на что-то. Каждый сам решает для себя, что это за произведение, что скрыто за фотографией, и в чем ее суть.
Американский фотограф и художник Луиза Лоулер – это свежий взгляд на фотографии, новаторский стиль и интересный поход к работе с другими произведениями искусства. Фотография – это не просто красивый снимок на память, а способ увидеть скрытое и познать непознанное.
Автор: Екатерина Деркач