«Художник бессилен и могущественен одновременно»
© Марта Рослер

Мало кто из деятелей искусства может похвастаться таким огромным запасом знаний, такой разноцветной палитрой интересов, как она. Это женщина-интеллектуал, одна из влиятельнейших фигур в своей области. Она борется за справедливость и сохраняет веру в то, что изменения к лучшему возможны. Она − Марта Рослер (Martha Rosler).

 

Марта родилась в 1943 году, в Бруклине. С самых ранних лет девочка знала, что станет художницей, и считала себя таковой. Семья благосклонно отнеслась к ее решению, поскольку для женщины быть художницей − приемлемо.

Ее карьера началась в 1960 году, когда девушке едва исполнилось 17. Она всегда интересовалась тем, что происходит не только в Америке, но и во всем мире, и старалась сделать что-то, что пошло бы на пользу окружающим. Марта принимала активное участие в борьбе за гражданские права: ходила на демонстрации и марши, распространяла петиции в школе. Демонстрации были нелегальными, и это многих останавливало, потому что люди боялись идти против власти. А Марта, хотя и не была афроамериканкой, бесстрашно выступала за права чернокожих.

Главные темы ее творчества − общие гражданские проблемы, критика власти, публичное пространство и СМИ, а так же место женщины в обществе. Рослер старается обнаружить корень проблемы и найти решение через искусство. Она создаёт уникальные образы, а уникальность их в том, что они удивительно просты.

 

 

Одна из ранних серий работ Рослер – «Война с доставкой на дом: дом, милый дом» (House Beautiful: Bringing the War Home, 1967-1972). В ней художница использует метод фотомонтажа, сопоставляя два противоположных явления: войну и мир. На одной из фотографий серии изображена девушка, выполняющая привычную домашнюю работу. Она отдергивает штору - и перед ней открываются военные сцены: солдаты с оружием и серое, затянутое дымом небо.

Официальная американская пресса 70-х годов старалась не публиковать снимки, на которых бы выступала подлинная картина войны, потому что она считалась явлением, никак не связанным с повседневной жизнью американцев. Марта разрушает этот миф, показав, что именно ужас войны и страх смерти делает для людей их дома такими уютными и милыми. Через много лет, в 2004 и 2008 годах, художница вновь обратится к этой теме и создаст похожую серию фотографий, взяв за основу войны в Ираке и Афганистане.

Рослер − убежденная феминистка, и ее взгляды нашли отражение в проблемных фотоколлажах, посвященных женщинам, патриархальной культуре и безумной власти глянца. Широко известна серия под названием «Красивое тело, или Красота не знает боли» (Body beautiful, or Beauty knows no Pain, 1966-1972).

 

 

Главным объектом фотографии становится женское тело. Марта собирает вырезки из глянцевых журналов, чтобы показать шаблонную женскую «неотразимость» - точёные фигуры, идеальные пропорции без малейших изъянов. Но на одной из фотографий серии автор располагает части тела на холодильнике, как магнит, на посудомоечной машине и электрической плите. Вряд ли смысл идеи нуждается в пояснении, ведь совершенно очевидно, что «самое главное предназначение» женщины в этой жизни − готовить обеды и стирать белье». Выступая против такого положения вещей, художница писала:

«Все важные художники были мужчинами, все важные дизайнеры были мужчинами. Женщины могли быть художницами, потому что в нашем случае это считалось хобби. Ты могла заниматься какими-то общими вещами, но чтобы делать что-то серьезное, необходимо было быть мужчиной»

Если первые работы Рослер в основном представляли собой коллажи, то позднее, спустя 10 лет, художница начала совмещать фотографию и текст. Самая известная фотографически-текстовая работа – «Бауэри в двух неравнозначных системах описания» (The Bowery in Two Inadequate Descriptive Systems, 1974-1975).

 

 

На снимках – легендарная и небезопасная в то время нью-йоркская улица. Фотографии сопровождаются сленговыми выражениями и отдельными речевыми оборотами, которые демонстрируют, так скажем, не самую благополучную атмосферу жизни в этой части города. Для создания колорита художница использует два противоположных метода – вербальный и визуальный. И хотя они «неравнозначны», но их синтез представляет собой истинное произведение концептуального искусства.

Но на этом Рослер не остановилась, а приступила к детальному изучению и развитию видеоарта. Самая главная и известная ее видеоработа – «Семиотика кухни» (Semiotics of the Kitchen, 1974-1975). В ней художница играет роль телеведущей, демонстрирует кухонную утварь и внятно, с расстановкой проговаривает названия отдельных предметов. И все это от А до Я, в строгом алфавитном порядке. С каждой минутой женщина в кадре становится все агрессивнее и жестче. Зрелище кажется довольно странным, если не знать историю создания ролика.

Существует версия, что Марта скопировала образ американки Джулии Чайлд (Julia Child), которая до самой смерти вела кулинарное шоу на местном телевидении. Эта удивительная дама, домохозяйка-гурман, пропагандировала образ идеальной жены и поэтому стала предметом насмешек для феминисток.

Следовательно, «Семиотика кухни» – это не просто шутка, а способ раскрыть обыденную жизнь, в которой женщине с самого рождения уготована роль «хранительницы домашнего очага».

Творчество Рослер сосредоточено на общественной сфере и изучении вопросов повседневной жизни. Художница хорошо знала уличную культуру и считала ее уникальной, не похожей на ту, которая оставалась «за закрытыми дверями». Она говорила: «Секрет в том, что культура − это тайна в разделённом обществе, в классовом обществе». Объекты культуры улиц − граффити, рекламные щиты, вывески, дорожные знаки и прочее – стали главными «героями» видеоролика «Тайны улиц: никаких открытий» (Secrets From the Street: No Disclosure, 1980).

На рубеже 80-90-х годов Марта Рослер переключилась на большие мультимедийные инсталляции. Она создала «Простое обоснование пыток» (A Simple Case for Torture, or Now to Sleep, 1983), «Марта Рослер читает «Вог» (Martha Rosler Reads Vogue, 1982) и «Если это слишком плохо, чтобы быть правдой, возможно, это дезинформация» (If it's too bad to be true, it could be DESINFORMATION, 1985). Все три работы посвящены СМИ, политике навязывания людям правды и неправды.

На протяжении всего творческого пути эта женщина занимается социально-политическим анализом современной культуры. Собрав воедино личные труды и работы других представителей искусства, Марта создала инсталляцию, в которой представлено около 8000 книг. «Библиотека Марты Рослер» (Martha Rosler's Library, 2005-2008) проделала тур по Европе, побывав в таких городах, как Франкфурт, Берлин, Париж, Антверпен и Эдинбург. «Изюминкой» данного проекта стало то, что всем посетителям разрешалось пользоваться личными книгами художницы и бесплатно делать их копии.

Рослер представляет исследования различных сфер жизни в понятной для обычных людей форме, что приковывает их внимание к ее работам с первой же секунды. Эта поистине уникальная женщина известна в России немногим, но именно таких художников не хватает нашей стране.
 


Автор: Марина Койчева