Глядя на работы этого фотохудожника, невольно погружаешься в мир его фантазий, проникнутый мистицизмом, таинственностью и особой эстетикой. Его портреты наполнены неоднозначным смыслом. Очевидно, фотограф способен установить особый контакт со своей моделью, чтобы создать необходимый настрой и выразить через фотопортрет искомый образ.

Картины художника пронизаны волшебством, они, если говорить современным языком, экзотичны и даже сюрреалистичны. Кажется, что Иван Князев – сказочник, который создает особое пространство с фантазийными существами. Иногда их порождает автор, а порой они словно бы завладевают сознанием творца как незримые сущности из параллельного мира.

 

Создается впечатление, что мастер – очень глубокий, сосредоточенный человек. Во время своих фотосессий, он погружается в работу чуть ли не медитативно, в то же время его фотопортреты отличаются высокотехничностью.

Иван часто работает в fashion-направлении. Он сотрудничает с журналами «Афиша», «Хулиган», Elle, Marie Claire, Vegetarian, Lamoda, Fashion Report, Digital Inspiration, а также с такими брендами, как Tsvetnoy, «Лужники», Puma, Porsche, Zoo York, JNBY и т.д.

Будучи профессиональным фотографом и членом Союза фотохудожников России, Иван Князев преподает в школе современной фотографии Photoplay (кстати, ведущая фотошкола страны) и в Британской Высшей школе Дизайна.

Нам посчастливилось взять у него интервью и получить ответы на все волнующие вопросы.

Artifex: Откуда ты черпаешь вдохновение?

В первую очередь, меня вдохновляет семья, мои близкие и родные люди. Это мама, бабушка с дедушкой и моя любимая девушка Катюша. А также все, что воспринимается визуально: природа, улицы города, лица прохожих...

Artifex: Ты визуал?

Я визуал-кинестетик. Для меня важны еще и тактильные ощущения.

Artifex: Ты живешь настоящим?

Да. Я радуюсь сегодняшнему дню, стараюсь взять от него все хорошее и поменьше задумываться о проблемах дня завтрашнего.

Artifex: Расскажи, как ты работаешь с моделью? Ищешь к каждому герою портрета свой подход?

Нет, подход всегда один. Я веду с моделью особый диалог. И человек в итоге раскрывается. Как правило, согласившись на съемку, он уже готов быть открытыми. Я же просто помогаю им в этом, выступаю в качестве своеобразного строителя. При этом пользуюсь теми или иными «инструментами», чтобы добиться желаемого результата. Работаю в рамках заданной темы. Готовясь к съемке, рисую раскадровку, примерную картинку, которую планирую получить на выходе.

Artifex: Ты стараешься отыскать в модели какую-то изюминку и отразить ее на фото?

Нет. Я отражаю себя через модель. Как бы посредством чужой палитры выражаю свои мысли и чувства. Каждый художник, по-моему, пишет всегда в той или иной степени о себе…

Artifex: Кто доминирует на съемочной площадке – модель или фотограф?

Всегда я. У меня есть свой сценарий конкретной съемки. Если интересную для меня модель он устраивает, я начинаю работать.

Artifex: Ты предпочитаешь работать с профессиональными или непрофессиональными моделями?

Смотря над чем я работаю. Если это коммерческий проект, то в основном приглашаются профессионалы, поскольку они, как правило, работают по шаблону. Ну, а ты или вынужден этот шаблон разрушать и диктовать что-то свое, или этим шаблоном пользоваться. В последнее время я предпочитаю пользоваться. :) А если это мои творческие проекты, то фаст-фуд не очень вдохновляет. Мне ведь хочется рассказать больше про себя, поэтому я беру разных людей. Смотрю, кто сможет наилучшим образом справиться с поставленной задачей.

 

Artifex: Трудно «достать» настоящие, искренние, живые чувства из профессиональной модели?

Трудно, но можно. Для этого их необходимо постоянно провоцировать, самому быть эпатажным человеком.

Artifex: Ты интроверт или экстраверт?

Я совмещаю в себе оба этих понятия. С одной стороны, постоянно нахожусь в потоке общения: будучи типичным «работником сцены», я привык, что все обращают на меня внимание. С другой стороны, иногда погружаюсь в себя.

Artifex: Что важнее всего передать в фотографии?

Для меня на первом месте - форма. Я вижу такие нюансы, которые другие не замечают. А эмоциональная глубина частенько оказывается проработанной в меньшей степени. Можно такую особенность считать моим недостатком или изюминкой, это как посмотреть. Часто коллеги говорят, что мои картинки визуально интересны, но эмоционально сухи и техничны. Это заставляет задуматься…

Artifex: Расскажи, пожалуйста, про серию работ, где из головы человека вылетают птицы или растут деревья… Что означают эти образы?

Мы живем в городе, и зачастую нам сложно почувствовать себя здесь свободными. Поэтому я считаю, что внутри каждого человека есть какие-то пространства, в которых он растворяется, и эти пространства бывают разные. Например, это может быть лес или вода… Тот ландшафт или те птицы не случайны: они бы подошли только тому конкретному человеку, про которого я хотел рассказать на той конкретной картинке.

Artifex: Ты серьезный человек?

Все говорят, что я просто повернут на своей работе, что слишком много времени провожу со своими студентами или на съемках. Но не могу сказать, что я чрезмерно серьезен: я стараюсь смотреть на все проще и продвигаю эту концепцию в своей работе. Любую, самую сложную, вещь можно объяснить очень простыми словами, как маленькому ребенку. Я сам еще до сих пор немножко ребенок и люблю побаловаться, пошалить, в том числе со своими студентами, моделями, и совершенно этого не стесняюсь.

Artifex: Есть у тебя что-то нелюбимое в процессе создания фотографии?

То есть нелюбимое?!

Artifex: Ну, некоторые фотографы, к примеру, ужасно не любят обрабатывать свои фотографии…

Я не обрабатываю их самостоятельно, а поручаю это ретушерам, курируя этот процесс от и до.

Artifex: У тебя есть кумиры?

Ни на кого равняться не надо. У каждого человека должен быть свой путь. Я не хочу быть ни на кого похожим.

Artifex: Какими качествами характера нужно обладать, чтобы быть востребованным фотографом?

Терпеливость, коммуникабельность, дружелюбие, умение вдохновлять и убеждать, нестандартный взгляд или, наоборот, очень стандартный (смотря в какой нише тебе интересно реализовываться), чувство вкуса и умение хорошо себя продать. «Джентльменский набор».

 

Artifex: Для кого предназначены твои проекты?

Для людей, которые смотрят немного дальше, для тех, у кого мои работы оставят некое послевкусие. Я ориентирован на публику, готовую что-то чувствовать.

Artifex: О каком послевкусии идет речь, если ты говоришь, что в твоих работах форма превалирует над содержанием?

В этом есть важный момент! Все, что я пытаюсь передать формой, является существенной составляющей настроения, которое зритель должен почувствовать. Это некое сочетание элементов, работающих только собравшись вместе.

Artifex: Правильно ли я поняла, что ты подразумеваешь под этим атмосферность?

Да, именно! Хорошее слово… Оставляем его. :)

Artifex: Каких людей тебе интереснее всего снимать?

В последнее время люблю снимать татуированных. А вообще - любых интересно. Иногда иду по улице и нахожу такого человека в толпе. У меня рождается идея, и я предлагаю сделать фото.

Artifex: Есть ли мужской соблазн при съемке девушек-моделей?

Нет. Я типичный однолюб и на моделей смотрю как на форму или элемент будущей картинки, не более того. И снимать эротику для меня – это возможность поработать в других пространствах.

Artifex: Что тебе больше нравится – учить или учиться?

Для меня учеба – это такой интерактив, во время которого студенты крутятся, как носки в стиральной машинке. Они вынуждены сталкиваться, взаимодействовать, но исключительно в положительном русле. Это очень дружелюбная «стиральная машинка»! :) Не люблю выстраивать дистанцию с аудиторией. Я постоянно учусь у своих студентов. Они задают мне неожиданные вопросы, заставляют меня открывать себя с новой стороны… Это постоянный обмен энергией!

Artifex: Как ты справляешься со стрессом?

В спортзал хожу, работаю с железками. Это отличная возможность выложиться энергетически. Мирское положение вещей способствует накоплению усталости и злости. Есть отличные способы работы с этим, к примеру, плавание, холодный душ, зарядка по утрам. Банальные вещи, но они помогают вернуться в тонус.

 
Фотограф Иван Князев

Artifex: А что это за идея взаимодействия человека с животным на твоих фотографиях?

У людей все очень просто – они считают, что есть добро и зло, черное и белое. А животные находятся посередине. Для них не существует таких полярных понятий, они живут по другим законам, существуя в мире, где есть только серый цвет, но при этом очень много оттенков. Так смотрю на мир и я: нахожусь в некоей прослойке между добром и злом. Можно все что угодно - вопрос в том, как ты к этому относишься…