Много ли вы знаете об истории своей страны? Помните ли тех, кто ее творил и кто о ней писал? Хотя, как говорила моя школьная учительница: «Чтобы помнить, надо знать». А этим сегодня может похвастаться далеко не каждый.
Хорошую «напоминалку» о том, что было десятки лет назад, как выглядела и что пережила страна, которую сейчас мы называем Россией, сделал центр современного искусства «Винзавод». Лекция-дискуссия «История страны в фотографиях журнала «Огонек» перенесла слушателей в далекий 1985 год, напомнила о перестройке, путче, развале «нерушимого Союза» и других событиях, которые навсегда занесены в историю государства.
Журналист, эксперт фотографии и в прошлом руководитель фотослужбы «Огонька» Наталья Ударцева вместе с фотожурналистом Юрием Феклистовым, который вошел в историю фотографии и стал самым молодым ее классиком, рассказали о том, как работал в те годы журнал, на какие уловки шли их коллеги и как создавались самые прославленные обложки «Огонька».
Готова поспорить, что не многие знают о том, как корреспонденты журнала, используя резиновый клей для обуви и картон, делали макеты будущего номера и такие «поделки» несли на стол главному редактору. Поверить, что цветные вкладыши журнала нужно было заверять за месяц до их публикации в новом «Огоньке», сегодня тоже достаточно сложно.
Интересно и то, на какие уловки шли советские фотографы, чтобы получить удачный снимок.
Юрий Феклистов рассказал, как прятался под столом Любимова (прим. ред. - советский и российский театральный режиссёр) в его знаменитом кабинете в театре на Таганке, чтобы запечатлеть первую реакцию маэстро, когда тот вошел в эту комнату после долгих лет отсутствия. Наконец, именно Феклистову принадлежит знаменитый снимок из Белого Дома времен 1991 года, на котором видно, как Мстислав Ростропович держит в руках автомат, а у него на плече спит усталый защитник демократии Юрий Иванов. В этих фотографиях – все то, чем «жил» прошлый век.
Лекция проходила в рамках параллельной программы юбилейной выставки «Лучшие фотографии России» (Best of Russia) – беспрецедентного проекта, который вот уже 10 лет принимает и показывает работы именитых и начинающих фотографов. А это значит, что мы по-прежнему пишем свою историю, которую когда-то тоже будут показывать и вспоминать.