На какие только ухищрения не идут фотографы, чтобы правильно выставить свет для съёмки! Этот же фотограф вошел в историю фотоискусства не только как «отец художественной фотографии», но и как изобретатель очень необычного метода определения нужного света. Оскар Густав Рейландер (Oscar Gustave Rejlander) использовал для настройки освещения собственную кошку!

Он запускал её в студию и смотрел ей в глаза. Если зрачки были похожи на щелки, мастер выставлял короткую выдержку, если они были шире, чем обычно – удлинял время, а если же «кошачий объектив» был совсем широким, то просто закрывал студию и шёл гулять.

 

Следуя печальной традиции, гениальный фотограф умер в полной нищете, оставив ворох неоплаченных счетов. Его жена пыталась распродавать за гроши шедевральные работы мужа, не признанные обществом. Всё дело в том, что художественная фотография считалась тогда баловством и глупой прихотью. Оскар писал:

«Я устал от фотографии, в частности - от составных фотографий, поскольку они не приносят никакой прибыли и удовлетворения. Общественность только придирается, утверждая, что у меня нет чести, и я пытаюсь ввести всех в заблуждение»

Но спустя годы его имя стало легендой, а работы нашли своих восхищенных зрителей.

Оскар Густав Рейландер считал, что с изобретением фотографии появилась возможность достичь нужного результата в разы быстрее: художникам были больше не нужны кисти, краски и много времени на создание картины, ведь технический прогресс упростил эту задачу. Фотограф утверждал, что в искусстве важна идея, а уж как её донести – кистью или затвором камеры – не суть.

В наше время особенно ценится фотография «Два пути жизни» (Two Ways of Life). В 2011 году в Музее современного искусства «Гараж» даже проходила выставка только одного этого снимка, размер которого всего 80 на 40 сантиметров.

 

 

Это выполненный в академической живописной манере фотомонтаж или «композитная фотография». Сюжет картины прост: некий мудрец привел на пир двух своих учеников, стоящих перед выбором жизненного пути. С одной стороны от них расположились пороки, с другой - добродетели, рядом стоит Раскаяние. Автору потребовалось шесть недель работы для того чтобы сделать 32 негатива, в которых задействованы 20 моделей. Трудность заключалась в том, что Рейландер не мог просто собрать всех персонажей в одной комнате, расставить их в нужных позах и сфотографировать. Сделать это не позволяли технические возможности: нужна была длинная выдержка, немыслимая с таким количеством моделей.

Первый «выход в свет» у фотографии состоялся в 1857 году на Выставке сокровищ искусства в Манчестере. Перед этим картина удостоилась похвалы августейших особ в Букингемском дворце (принц Альберт, муж королевы Великобритании Виктории, очень благосклонно относился к экспериментальному искусству). Но вот нетитулованные персоны работу мастера не оценили – в обществе еще долго язвили по поводу странной фотографии. Автора обвиняли в соперничестве с живописью, а из-за присутствия на снимке обнаженных людей – в непристойности и порнографии. Когда же речь зашла о демонстрации работы на выставке Шотландского фотографического общества в Эдинбурге, то кураторы и вовсе предложили занавесить «нескромную» часть композиции. По мнению одного критика, «Два пути» - самый громкий провал мастера. Больше таких грандиозных работ Рейландер не делал. Он занялся жанровой фотографией.

Художника интересовала жизнь бедняков и среднего класса, о чем говорят уже сами названия его работ: «Милостыня», «Тяжёлые времена», «Бедный Джо». Все эти фотографии были постановочными и создавались в студии.

 

Для фотографии «Бедный Джо» (Poor Jo), например, автор нашёл мальчишку, лохмотья, а деревянные ступени уже были в его студии. Их, кстати, мастер неоднократно использовал в своих работах. Из этих «атрибутов» автор срежессировал сценку из уличной жизни, которая привлекла внимание общества к проблеме нищеты

А ещё Рейландер вошёл в современную историю как первый в мире человек, сделавший селфи! Снимок датируется 50 годами XIX века, он был продан в 2014 году на аукционе в Великобритании за 113 тысяч долларов!

 

 

Как видите, талант Оскара не ограничился только изобретением художественной фотографии и фотомонтажа.