«В свой 21-й день рождения я познакомилась со стариком Фёдором. Его «привели» друзья. Знают, что я люблю фоткать, вот и решили подарить мне плёночный фотоаппарат, что «рождён в Советском Союзе, сделан в СССР». ФЭД 4 я тут же окрестила Федей».
Отношения у нас наладились далеко не сразу. Пользоваться, к своему стыду, я им не умела, поэтому смотрела различные видеоролики типа «как вставить плёнку в фотоаппарат». Более-менее научилась. За это время успела испортить одну плёнку — засветила. На пути вставали еще некоторые трудности. Плёнку теперь найти можно далеко не везде. В Москве, конечно, достаточно фотолабораторий, где ее и продадут, и проявят, но в фотоцентре родного подмосковного города на меня посмотрели так, будто я вчера фоткала динозавров, а сегодня переоделась в кудрявую девочку и пришла требовать какую-то доисторическую редкость. «Её уже давно не выпускают, наверное», — сказала мне продавщица. Я закатила глаза и ушла.
Пленке предрекали скорую гибель после появления цифры, но любители «аналоговой» съемки сохранили традиции. Сегодня фотографировать на раритетную технику модно, стильно, молодёжно. Поэтому можно сказать, что сейчас у плёночных фотоаппаратов наступила вторая жизнь. Но надолго ли этот тренд — неизвестно. Пока стая хипстеров выходят на охоту и фотографируют тленных голубей, популярность, вероятно, останется. Да и люди, которые профессионально обучаются фотографии, начинают работу именно с плёнки. Такие фирмы, как Nikon, Kenko и некоторые другие выпускают плёночную технику по сей день, хотя разумнее сейчас, на мой взгляд, покупать её с рук. Во-первых, дешевле, во-вторых, романтика плёночного фотика вдыхается вместе с запахом чехла, в котором можно почувствовать нотки дедушкиного старого чемодана.
Хорошо, что не забывается старая техника. Не уходит в прошлое и не становится просто историей, о которой напоминают исключительно детские фотографии. На мой взгляд, сегодня фотографии на плёнку – отдельный вид фотоискусства. Вряд ли обработка на компьютере даст такой эффект. Конечно, приходится возиться с настройками, покупать плёнку, проявлять, но глядя на то, что получается, как-то мгновенно оказываешься в старых художественных фильмах. Есть в таких снимках какая-то душевность. Когда делаешь кадр, прекрасно понимаешь, что не сможешь выбрать из ста штук. Вот он момент - вот он кадр. Один, максимум - два. В этом своя романтика.
Пленка дает ощущение волшебства и позволяет в полной мере осознать влияние на итоговый результат параметров ISO, экспозиции и диафрагмы. Неповторимость кадра и сложность подбора параметров к каждому моменту — всё это только добавляет ценности фотографиям. Пленочные фотоаппараты доставляют некоторые неудобства, но зачастую удовольствие от процесса съемки значительно сильнее недостатков. Иначе пленка уже давно бы ушла в историю, как это стало с компьютерными дискетами, модемами для телефонных линий и еще многими неудобными штуками, которые эволюционировали во что-то более удобное. Если говорить о преимуществах плёнки перед цифровой камерой, то цифра уступает в художественном плане. Когда я получила проявленные фотографии, мне не хотелось подтягивать цвета в фоторедакторе, потому что они сами по себе были яркие, атмосферные и какие-то уютные.
Для популяризации плёночной съёмки нужно устраивать конкурсы фотографий на раритетную технику, отдавать свои работы в массы, выставлять в галереях. Хотя сейчас существует достаточное количество пабликов в социальных сетях, где молодые люди так виртуозно фотографируют на плёнку, что вдохновляют снимать бедных голубей на рассвете. Однако было бы неплохо сохранять жизнь плёнки. Например, показывать детям и в целом молодому поколению то, что существует не только камера на смартфоне и «та пыльная зеркалка», а есть техника, с которой всё зарождалось и которая в некоторых моментах обходит цифровую съёмку.
Да и купить «отголоски советских фотокарточек» можно совершенно спокойно на ярмарках. Для ребёнка это будет в новинку, и, возможно, даже увлечет. Вообще, нынешних детей начинает удивлять тот факт, что фотографирует что-то помимо айфона, поэтому родителям стоит открыть им эту сторону искусства, да и самим поностальгировать будет не лишним.
Теперь рядом с относительно новой зеркалкой дома лежит Старик Федя. Они не конкурируют между собой. Сотрудничают. Они совсем разные, но их объединяет одно: оба помогают запечатлеть лучшие моменты жизни. Фотографии в статье одни из тех, что сделаны на новый старый ФЭД 4. Первые.
Автор: Виктория Чудакова