«…Я помню, как смотрел на свои первые работы и думал: «О, Боже! Кто сделал эти фотографии? Да кто угодно, но их сделал не я!»

Так знаменитый американский фотохудожник Родни Смит (Rodney Smith) вспоминает о начале своего творческого пути. А сегодня его имя – одно из самых известных в мире фотографии. Он сотрудничал с ведущими американскими компаниями: Starbucks, Wall Street, New York City Ballet, его снимки хорошо знакомы пользователям интернета, его творческой манере подражают не только начинающие фотохудожники, но и опытные мастера жанра.

 

«…Когда ты говоришь на самые личные темы, ты говоришь о вещах, которые будут понятны всему миру»

40 лет в профессии и 75 различных премий в области фотоискусства – на первый взгляд кажется, что этот человек максимально открыт и доступен для диалога с миром. Но творчество Смита говорит не столько об открытости художника, сколько о многогранности и сложности его личности.

Его работы вряд ли можно назвать «откровениями», ведь он сам называет себя «закрытым оптимистом». Но его черно-белые фотографии (а знаменитый американский мастер снимает только на пленку и отдает предпочтение классическому черно-белому фото) не позволяют остаться равнодушным ни одному зрителю. Каждый находит в них что-то личное, свой смысл, свое содержание, свое настроение, свой повод посмотреть по сторонам и свою причину заглянуть в собственную душу.

«…Глаз камеры видит мир с большей остротой, чем ваш собственный глаз. Он проникает глубже и дает возможность рассмотреть то, что недоступно глазу человека»

 

Возможно, поэтому в работах Смита, которые уместнее назвать картинами, а не фотографиями, соседствует, на первый взгляд, несовместимое: простота и совершенство композиции, лаконичность средств выражения и глубина замысла. Единственное, чего не стоит искать в них – так это пресловутой реальности: эстетика Смита иллюзорна, загадочна и парадоксальна. Пожалуй, у любого героя его фотографии можно поинтересоваться, когда он планирует возвратиться на свою планету, а вот простейший вопрос «на автомобиле какой марки он ездит», прозвучит, по крайней мере, неуместно.

«…На большинстве фотографий XXI века нарушена композиция. Не могу сказать, почему она стала второстепенной. Возможно, что у некоторых фотографов просто нет навыка. Но для меня отсутствие чувства композиции сравнимо с сердечной аритмией»

Очевидцы, которым посчастливилось наблюдать Смита за работой, рассказывают, что у художника врожденное чувство пространства. Он инстинктивно чувствует, где должны находиться люди, предметы, фрагменты пейзажа в его кадрах. Он просто ищет ту единственную точку для съемки, на которую он встанет, чтобы нажать затвор фотоаппарата. Его работы кажутся тщательно продуманными и спланированными, но, по словам самого художника, он считает лучшими те, которые сделаны спонтанно.

 

 

Эта известная фотография была сделана для журнала New York Magazine в 2008 году. Смит хотел передать дух Нью-Йорка и выбрал для этого самую узнаваемую примету города - желтое такси. Работа заставила Смита отступить от двух важных принципов его творчества. Во-первых, фотография сделана в цвете, а во-вторых, съемка потребовала длительной подготовки. В многомиллионном мегаполисе достаточно сложно найти место, чтобы разместить 30 машин и получить разрешение властей даже на кратковременное прекращение движения транспорта.

Но Смит есть Смит – почему-то на фотографии в первую очередь мы видим не скопление машин под металлической конструкцией магистрали Вест-Сайд Хайвей, не небоскреб на заднем плане, не яркую рекламу на стене дома, а фигуры двух влюбленных на крыше желтого такси. Они встретились, и совсем неважно, в каком городе мира это произошло.