Нежность, цветение, праздничное настроение, весенние девушки, счастливые, земля вдохновения - все эти понятия не только хорошо подходят под описания фотографий известного на весь мир литовского фотографа Ромуальдаса Ракаускаса (Romualdas Rakauskas), но и являются подлинными названиями серий его работ.

Действительно, оптимистичные фотографии автора излучают добро, тепло, надежду на что-то светлое и хорошее. И это, правда, чувствуется: будто вся любовь, вложенная фотографом в каждый снимок, исходит в серебряном сиянии фотобумаги. Светлые, радостные лица людей: родителей с детьми, друзей, значимых друг для друга знакомых, влюбленных… Ромуальдас охватывает счастье всех вокруг людей. Но так ли просто ему далась эта работа?

 

Творческий альманах Artifex уже представлял вам работы литовского фотографа Ромуальдаса Пожерскиса, который занимался документальной фотографией Литвы советского времени. Они вместе с Ракаускасом состояли в одном клубе литовской фотографии. И если сравнивать их работы, то можно сказать следующее: очень разные, но несут одну цель − показать людям, что они живые. Пожерскис делал снимки без постановочных сцен. Ракаускас же пошел дальше в своем необычном направлении – выбрал лирику.

Это, как обычно говорят, пошло у него из детства. Еще в девятом классе мальчик принимал активное участие в школьном журнале. А затем писал небольшие информационные тексты для районной газеты и иллюстрировал их фотографиями. В институтское время Ромуальдас Ракаускас увлекся экспериментами над фотографией. Он выполнял фотоэтюды и фотоновеллы, что на то время было популярным занятием в Литве. Так он пришел к своей карьере, став журналистом. Например, в журнале «Нямунас» автор делал обзоры выставок, книг по фотографии, представлял разных фотографов, в том числе ленинградских.

«После окончания университета я переехал из Вильнюса в Каунас, а там как раз открылся литературный молодежный журнал «Нямунас». Я устроился туда работать. И так получилось, что мой художественный почерк совпал с требованиями редакции. «Нямунас», вообще, был уникальным в свое время. Так, в советскую эпоху мы, наверное, первыми начали печатать акты. Представляете? Шумиха была. Из-за этих актов даже сняли главного редактора!»,− рассказывает фотограф в одном из интервью.

 

После журнального «бунта» против советских доктрин, его закрыли. Тогда Ракаускас стал активно работать над сериями своих фотографий: «Повседневности Вильнюса» (1960—1965), «Нежность» (1962—1971), «Цветение» (1974—1984). Для того чтобы сделать снимки, фотографу пришлось объехать всю Литву в поисках нужных сюжетов. На своем пути он встречал людей, которые остались без своих родных . Это откликнулось болью в душе Ромуальдаса, ведь он сам потерял отца и чуть не лишился матери. Молодой человек верил, что все это нужно просто пережить и дождаться светлого будущего. Может быть, именно поэтому он вкладывал столько тепла и любви в свои работы?

«Я единственный в Литве получил премию Ленинского комсомола — за оптимистический взгляд на жизнь. Это было как раз то, что требовалось социалистическому реализму. И так совпало, что мне не надо было себя для этого ломать», − поясняет свой выбор автор.

После выставки «Нежность» в свои тридцать три года Ромуальдас решается начать новую серию фотографий − «Цветение», которая в дальнейшем стала самой яркой и запоминающейся в его творчестве. Работа над ней получилась изначально спонтанной: появилась идея, затем – первые пробные снимки, а далее «понеслось». Целых десять лет (!) фотограф дожидался каждую новую весну, чтобы заснять задуманное! Во все остальные времена года он обдумывал сюжеты, сценарии, образы, которые хотел заснять в цветущих садах.

 

А уже в процессе оказывалось, что не все идеи осуществляются по плану. Например, часто шли дожди, и все цветы опадали. В итоге съемка откладывалась до следующего года. Да и само цветение длится недолго: всего лишь неделю, максимум − две. Приходилось импровизировать на месте, чтобы снимок получился естественным и непринужденным.

«Чтобы сделать единственный нужный кадр, я мог за раз по шесть пленок отщелкать. Деревенские люди очень искренне всегда мне помогали. Моя самая любимая фотография — мальчик, идущий по дороге и несущий кролика. Я снимал этого мальчишку, а также его брата. И, наконец, поймал момент, когда он так удивительно тепло наклонил голову к этому белому кролику. Мне не верят, что все это режиссура. Но режиссуру так и надо делать, чтобы она выглядела натурально. Это надо уметь», − делится автор.

 
Romualdas Rakauskas. Цветение

После работы над этой серией Ромуальдас Ракаускас признается, что тема себя исчерпала, и ее пришлось завершить. В шутку он говорит, что еще лет пять не мог видеть цветущие сады.

 
В наши дни фотограф все еще остается верен себе и своим взглядам на жизнь. Он признается, что не зря выбрал для своего направления лирику, хотя его долго от этого отговаривали коллеги по фотографии. Ромуальдас в свои семьдесят четыре года остается романтиком, верящим в людей.

Сейчас он занимается обзорами художественных изданий и альбомов. И скоро должен закончить свое издание «Трехликая книга», которая будет состоять из триптихов. Ракаускас собирает в ней архивы людей искусства: писателей, художников, актеров, режиссеров. А некоторые фотографии для ее печати он продолжает снимать и сейчас.

 
Фотограф Ромуальдас Ракаускас (Romualdas Rakauskas)

«Мы − черно-белые люди. У нас по жилам течет черно-белая кровь. В наше время, делая снимки художников, я хотел было использовать цветную фотографию, чтобы были видны их нарисованные картины. Но отказался от этого. Буду делать только черно-белую фотографию. Она намного сильнее и выразительнее. Тем более что цвет сейчас везде — в жизни, по телевизору, в кино», − поясняет Ромуальдас Ракаускас.


Прим. редакции Artifex: «Мы» в этом контексте подразумевает то фотографическое общество Литвы, в котором состоял фотограф.


 
Работы литовских фотографов остаются классикой для наших современников. Это не только разнообразие в жанровых направлениях, но и документальное содержание.