Дайте обычному человеку дрель и краски – он, скорее всего, начнет ремонт; но дайте эти предметы талантливому фотографу, и вы непременно получите произведение искусства! Для шведа Фабиана Офнера (Fabian Oefner) каждая фотосъемка превращается в научный эксперимент.

Всякий раз, когда художник представляет очередное творение, зрителям остается только поражаться его удивительным задумкам. Особую любовь фотограф питает к акриловым краскам. Для Офнера характерно внимание к деталям, вспышка его фотокамеры ловит порой мгновения, неуловимые для нашего взгляда.

 



 

«Художественная физика» – именно так можно обозначить суть творчества Фабиана. Он улавливает действие центробежной силы, на его кадрах запечатлеваются моменты, когда лопается воздушный шарик, взрываются и возрождаются дорогие коллекционные суперкары. Фотограф приоткрывает нам завесу тайны, хотя всё, что он делает - далеко не за гранью фантастики.

«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Фабиан старательно готовит студию для очередной фотосъемки. Вот, к примеру, в центре его внимания - сверло, поверхность которого он покрыл яркими красками. Высокоскоростная камера готовится запечатлеть очередной шедевр. Дрель включают, и железный стержень начинает набирать обороты. Под действием центробежной силы непросохшая краска разлетается в разные стороны. Хороший снимок требует самого первого кадра, а это миллисекунды.

Вальсирующие краски - разве это не чудо? Но необходимо «схватить» самый главный миг. Ни один кадр, как признается Офнер, никогда не будет похож на другой. Весь секрет - в сочетании красок, одним из достоинств фотографа как раз и является его умение подбирать цвета. Не случайно для этих работ выбран чёрный фон, так вся его яркая палитра выглядит еще насыщеннее.

 

Способность Фабиана делиться научными знаниями через искусство поражает воображение, на его фотографиях можно увидеть и «вечный глаз» Вселенной, и воздушные шары, улетающие в никуда, и даже звуковые волны. Фотограф допускает любую смысловую интерпретацию зрителя.

Самым «взрывоопасным» экспериментом Фабиана Офнера по праву считается серия снимков «Рождение и распад», где на примере редких спортивных автомобилей, фотограф воссоздает новую реальность. Вряд ли кто из простых смертных может похвастаться тем, что видел, как Mercedes-Benz 300 SLR Ulenhaut Coupe 1954 года, созданный в единственном экземпляре, разлетается на мелкие детали.

А наблюдали ли вы «рождение» Ferrari 250 GTO? Не сошедшего с конвейера, а родившегося из гипсовой скорлупы? Работая над проектом «Распад» Фабиан все просчитал по-научному точно, тогда как «Рождение» является уже художественным замыслом автора, его собственной выдумкой. Это своего рода визитная карточка Фабиана Офнера: в его работах искусство и наука идут рука об руку.

Интересен тот факт, что у шведского художника совсем нет тайн от публики – он всегда с удовольствием раскрывает секреты своих завораживающих кадров. Никаких чудес, высокоскоростная техника для съемки и подручные материалы: те же спорткары – не что иное, как масштабные модели, каждую из которых Фабиан кропотливо разобрал на детали. Все, даже самые маленькие запчасти, фотографировались отдельно. Под определенным углом и при нужном освещении.

Чудес, может, и не бывает, но сделать науку занимательной, представить ее в новом свете (или, как это делает Фабиан, «в новом цвете») – дело техники и таланта. Фабиан Офнер лишь подтверждает давно известные постулаты, добавляя к ним свой: прекрасное можно создавать и с помощью научных достижений, а увидеть необычное в обычном способен абсолютно каждый.