Брызги шампанского, яркие губы, глубокие декольте. Ещё чуть-чуть и лямка лифчика рискует упасть с плеча. Но никакого смущения, шоу только начинается.

А конферансье на этом представлении — уроженка немецкого Франкфурта-на-Майне Эллен фон Унверт.

 

Начинавшая свою карьеру как модель, Эллен довольно быстро устала от диктата и ограниченности самовыражения на съёмочной площадке и перешла по другую сторону объектива, да так удачно, что теперь журнал Time включает её в десятку самых значимых фотографов в мире моды. И если стандартное изображение данного ответвления фотографии призвано показать товар в лучшем свете и мотивировать зрителя купить его, Унверт идёт кардинально другим путём — она освещает не конкретный предмет гардероба, а его носительницу.

Модели на её снимках меньше всего напоминают вещевые манекены, наоборот — перед нами живые героини небанальных ярких историй. Никакой статики и выверенных поз — здесь бурлит жизнь, да так, что самые яркие мировые красавицы не боятся показаться глупыми или нелепыми. «Я всегда предлагаю им (моделям) чем-то заняться», — признаётся Эллен одному из журналистов. «Когда никто не двигается — я начинаю скучать. Делаю пару снимков и говорю: “Здорово, на этом всё”. Но я люблю тело в движении. Я люблю обнажённое тело в движении». Спонтанность, сочащаяся из каждого кадра, помноженная на гармонию женственных форм и радостный блеск в глазах, гипнотизируют смотрящего. И пусть на пару мгновений, но увлекают в приятное путешествие в мир эротических фантазий, забыв о скуке и повседневности.

 

Помещая на пьедестал гипертрофированную женственность, фотограф однако никогда не допускает и намека на уязвимость и сабмиссивность своих героинь. В корсетах и чулках, ярко накрашенные и весёлые — все они хозяйки своих судеб. Удивительное мастерство автора передавать на снимках почти осязаемую силу личности, в то время как зарисовки из жизни танцовщиц варьете и полуобнажённых девушек в номерах отелей, к чему-то глубокому не располагают. Эти женщины не ждут, когда кто-то придёт и устроит им праздник — они создают его сами, здесь и сейчас.

Более того, этим сочетанием провокационной обнажёнки с активной позицией творца ситуации, фон Унверт поёт гимн сексуально-либеральному феминизму. Именно тому, где выбор женщины — быть сексуальной и любить свой гендер, наслаждаясь всеми его особенностями. Недаром даже пропагандирующая идеи феминизма «здорового человека» Эмма Уотсон в фотосессии у фон Унверт не отказалась примерить образ игривой актрисы кабаре. Не испытывая большого интереса к съёмке мужчин-моделей, изредка фотограф всё же вводит их в кадр в качестве идейных товарищей или же возлюбленных её героинь. Лишая образ традиционной доминантности, место агрессии занимает интеллигентность и расслабленность. Это мужчина-партнёр, нуждающийся не в самоутверждении, а лишь близости вдохновляющей его музы.

 

Несмотря на то, что первый большой успех Эллен принесла рекламная компания джинсов Guess с молодой Синди Кроуфорд, снятая в лучших традициях черно-белой контрастной съёмки 90-х, фотограф обожает экспериментировать с эпохами. Тут и богемный шик 20-х: томность поз, перья, чулки, корсеты. И революционное раскрепощение 60-х: начесы, мини-юбки и жирные стрелки. Неоднократно упоминая в интервью о своей любви к классическим голливудским фильмам и сожалея о невозможности просмотра их на большом экране, Унверт оживляет образы кинодив в своих сериях в стиле ретро. Так, Бриджит Бардо, Софи Лорен и Мерлин Монро остаются вечно молодыми, передавая энергетику своих образов следующим поколениям творцов, способных обыгрывать образ через свой собственный стиль. Любовь к кинематографу прослеживается не только в имиджевых аллегориях образа каждой из героинь, но и самом стиле съёмки.

Подавляющее большинство работ выполнено в контрастной чёрно-белой манере, так любимой в своё время режиссерами немецкого киноэкспрессионизма. Пролистывая работы Эллен, невольно вспоминается стилистика остросюжетного фильма «Кабинет доктора Калигари» 1920-го года выхода. Тот же драматизм изображаемого, четко обрисованные, будто бы лишённые полутонов характеры героев, коварство и любовь. И, конечно же, роковая женщина, с густо подведёнными глазами, в центре водоворота страстей. За отсутствием звука сознанием полностью правит представленный перед зрителем образ. И что в снимках фон Унверт, что в немом кино, палитра будто бы намеренно сужается для того, чтобы взгляд не отвлекался на постороннее, а чётко впитывал роскошный образ.

 

Особое место в творчестве Унверт занимает образ прекрасной немецкой фройляйн. Ей посвящена книга «Родина»: с русыми косами, румяные и довольные, резвятся девушки в традиционных баварских платьях среди залитых солнцем альпийских лугов. Доят коров, стирают в горном озере белье, набредая изредка на местного красавца с обнажённым мускулистым торсом. В свойственной фотографу манере изображать натурщиц полураздетыми, в данной серии от пары снимков всё же пробирает холод — девушек, оставшихся то топлесс, то вовсе в одной вязанной шапке, сажают на санки или бросают на лежащего в альпийском снегу медведя. А сохранять радостный настрой и бодрость духа на этих склонах помогла… русская водка! Именно её одна из «баварок», а именно бывшая Мисс Россия, принесла в количестве нескольких штук на съёмки. Против никто, включая медведя, ясное дело, не был.

Конечно, формат «путешествия на Родину» передан весьма иронично, чего автор и не скрывает, напротив, подчеркивая в каждом кадре полярность изображенной фантазии трудовой рутине местных фермеров. Потому что в жизни всегда должно быть место сказке, пусть даже и в формате топлесс.
Фон Унверт не ловит момент, она сама создаёт его, каждый раз придумывая ритм танца, в котором она будет вести.