Японская культура всегда тяготела к эротизму, парадоксально связанному с абсолютной невинностью. Примером тому может служить цикл современного фотографа Юки Аоямы (Yuki Aoyama) под названием Schoolgirl complex («Комплекс школьницы»), который воплощает одновременно чистоту и тайные страсти, спрятанные в глубине человеческого сознания.
В самом деле, образ японской школьницы – один из наиболее растиражированных и хорошо узнаваемых в мире. За ним не угнаться ни ностальгическим советским белым передничкам, ни строгой форме дореволюционных гимназисток.
Какими бы ни были фасоны и элементы одежды, они должны быть одинаковыми для всех – такова суть любой униформы, которая, как ничто другое, обезличивает бесконечно разных людей. В большинстве школ Японии она постепенно превратилась в самостоятельный символ, некое «лицо» заведения, его визитную карточку на каждом ученике.
Очарование беззаботной юности, первая любовь, смутные пленительные и запретные фантазии – все это заключено в образе прекрасной девушки-подростка, одетой в безукоризненно строгую форму японской школьницы.
Юки Аояма следует своим путем, наполняя мир классов и коридоров атмосферой тайного знания, запретной, но такой сладкой свободы. В его цикле большое значение приобретают детали: сбившийся во время бега чулок, полоска кожи под форменной блузкой, плотно сжатые колени. Аояма балансирует на грани фола, показывая то, о чем вслух говорить не принято. Но в этом и кроется вся суть японского общества – разделять внешнее, традиционное, благопристойное и то, что должно быть скрыто от посторонних глаз.
В цикле совершенно нет пошлости и грязи, но их и не может быть в легком, пронизанном полуденным светом мире фантазий или неуловимого сна. На большинстве фотографий не видно лиц, и это подчеркивает, что перед зрителем всего лишь туманные грезы, не принадлежащие кому-то конкретному.
Юки Аояма относится к таким мнимо «скандальным» авторам, которые стремятся шокировать общественность, бросить вызов современному обществу и его стандартам. Все проекты Юки показывают мир с неожиданной, доселе незнакомой стороны. Цикл «Комплекс школьницы» - не исключение. Он поднимает на поверхность то, что старательно прячется, показывает внутреннюю суть вещей, не ломая при этом традиционных устоев. И просто дает насладиться красотой юности, вступающей в пору цветения.