Проиграть или прожить? Однозначно, второе. Именно такого мнения придерживаются рецензенты игровых изданий по поводу видеоигры God of War 2018 года выпуска. Сайт Metacritic, который изначально формировал рейтинги критиков на книги и кино, выставил ей 94 балла из возможных 100. А это значит, что мы возвращаемся к вопросу: «Видеоигры — это искусство, или?..»
.



Скажем так, рассуждения о том, можно ли считать видеоигры искусством, заставляли одних кривиться при мысли, что кому-то подобное вообще могло прийти в голову. В то же время другие ревностно отстаивали право игр находиться в одном ряду с художественными произведениями. Вот и на страницах альманаха не раз пытались поставить точку в этом вопросе, однако каждый раз мы видим издевательское многоточие…

Признаться честно, даже будучи заядлым игроманом, я не могла представить себе, что видеоигра перевернет мое нутро до слез и мурашек. И услышь я пару лет (даже месяцев!) назад, что это будет игра о слегка невменяемом спартанце из зубодробительного и откровенно попсового слэшера про бога войны, я бы, наверное, громко рассмеялась. Но, как говорится, хорошо смеется тот, кто смеется последним.

God of War — это игра с глубоко проработанным сюжетом. Нет, серьезно, ключевых деталей в ней столько, что иногда приходится просто остановиться на месте и внимательно прослушать невероятно красивую и стратегически важную историю одного из героев игры. И если в предыдущих играх серии мы иногда могли и подзабыть, для чего вообще происходит это месиво, то здесь вас безвозвратно затянет откровение хладнокровного убийцы, ставшего любящим отцом. Любящим, но не умеющим любить, как бы странно это ни звучало. Кратос видит своего сына Атрея впервые после очень долгой разлуки, а поводом для встречи становится последняя воля погибшей жены — развеять ее прах на самой высокой горе. Повод прескверный, и все же именно такие обстоятельства призваны раскрыть невиданные ранее черты грозного спартанца, а также показать эволюцию отношений отца и сына.

 

 

Настолько разных родителя и ребенка нужно еще поискать. Чистый, добрый и наивный Атрей всеми силами старается произвести впечатление на угрюмого и молчаливого Кратоса. Но надо сказать, что это не очень-то и просто. Ведь, в конце концов, папаша изничтожил Олимп, и его мало чем удивишь. Но о прошлом родителя, а также о его божественном происхождении Атрей ничего не знает. Как не знает и того, от какой страшной жестокости бежал Кратос в холодную Скандинавию. Это состояние неизвестности является ключевым в игре, потому как вокруг него сценаристы талантливо создали общее сюжетное напряжение.

Вы можете подумать, что нечто похожее уже было в The Last of Us, и будете правы. Однако обстоятельства сюжета и глубина раскрытия отношений сильно разнятся. Это отмечают многие игроманы, уже прошедшие обе игры. Эмоциональная привязанность отца и сына крепнет поступательно. Перед нами раскрываются все ипостаси воспитания ребенка, не исключая фатальных ошибок, которые оборачиваются в какой-то степени катастрофой. Но все-таки Атрею и Кратосу уготовано стать настоящей семьей. Той семьей, в которой любят и принимают друг друга, несмотря на призраков из прошлого.

 

 

И все же: почему God of War по праву можно назвать искусством? Потому, что за пять лет, ушедшие на создание этой игры, разработчики SCE Santa Monica Studio во главе с креативным директором Кори Барлогом (Cory Barlog) проработали свой новый проект до мельчайших деталей, чтобы избавить его от репутации бессмысленного слэшера.

Кори Барлог: «Я знал, что не хочу просто перезагружать франшизу, начинать с перевода оригинальной истории. Я хотел переосмыслить геймплей, дать игрокам свежую перспективу и новый тактильный опыт, глубже вникая в эмоциональное путешествие Кратоса, чтобы изучать убедительную драму, которая раскрывается, когда бессмертный полубог принимает решение измениться»

Титаническая работа талантливых людей подарила нам симбиоз всего того, что делает искусство искусством. Захватывающий сюжет, наполненный моралью и высокими идеями. Великолепное музыкальное сопровождение, погружающее в атмосферу и трогающее до глубины души: в нём нет ни одной ноты, которая не была бы привязана к происходящему на экране. Герои, среди которых не встретишь проходного, имеют свою уникальную жизненную историю со взлетами и падениями. В игре живо все, и это заставляет ловить в каждом движении мускула на лице трагедию и уроки происходящего.

Безусловно, в God of War есть жестокие убийства, ведь фанаты серии вряд ли оценили бы меланхоличное путешествие Кратоса под руку с сыном по землям Скандинавии. И все же старый герой приходит к переосмыслению страшной жестокости, которая толкала его вырезать целые народы. Она не радует, а отравляет спартанца, и вот мы слышим его слова: «Это проклятие». Здесь больше нет правых и виноватых, лишь размышления о том, что никто, включая богов, не имеет права распоряжаться чужой жизнью.

 

 

Что касается игрового процесса, новый God of War не стал игрой в открытом мире, однако он максимально приближен к этому. Линейность помогает игрокам продвигаться по сюжету только вперед благодаря развитию персонажей и их историй. Но в любой момент вы сможете остановиться, осмотреться вокруг, а также выполнить дополнительные задания по своему выбору. Последние, кстати, не уводят от основного сюжета, а наоборот дополняют его новыми подробностями.

Основное управление привязано к Кратосу, но у нас есть возможность непосредственно командовать действиями Атрея. У каждого из них свое оружие: вместо уже привычных клинков Хаоса Кратос получил зачарованный топор, а его сын ловко управляется с луком. По мере прокачки персонажей Атрей становится вполне самостоятельным воином, достойным спартанской крови своего отца.

Изменение расположения камеры является стратегически важным решением с точки зрения кинематографичности игрового процесса. Теперь она находится за плечом Кратоса, что позволяет игрокам лучше прочувствовать масштабность событий. Сами сражения стали более эпичными, и во время кат-сцен с элементами slow motion продолжаешь на адреналине нажимать кнопки контроллера. Единственный минус анимаций — довольно однообразный набор для разных типов врагов.

DailyStar: «Визуально игра выглядит невероятно. Возможно, это лучшая с точки зрения картинки игра на PS4 Pro, которую мы видели. История по первым двум часам зацепила нас. И на самом деле, по правде говоря, битвы с боссами нас тоже зацепили. Боевка работает как надо, плавно, без какой-либо суеты. И целая гора дальнейших возможностей ожидает того, чтобы их открыли и использовали»

Рассуждать про God of War можно бесконечно, но чем сто раз услышать, лучше один раз с ней столкнуться. Не хотите играть — посмотрите прохождение. Поверьте, вы не сможете оторваться, как это случилось со мной. История до сих пор не отпускает моих мыслей, и, отвечая на поставленный в самом начале вопрос, я могу с уверенностью сказать: «Есть, по меньшей мере, одна игра, которую можно назвать произведением искусства».