Его называют «повелителем пикселей» и «мэтром виртуальной реальности». Французский художник Мигель Шевалье (Miguel Chevalier) создаёт работы, полностью отвечающие веку инновационных технологий. Он пишет не картины, а… компьютерные программы.

«Для меня художник — это не тот, кто красиво изобразил военного на лошади, а тот, кто предлагает зрителю переживание нового опыта, новое видение себя и мира», − говорит он.




В архиве его самых известных работ − «Фрактальные цветы», «Искусственный рай 2014», «Магический туннель» и «Волшебные ковры». Все эти произведения умеют не только поражать воображение зрителей, но и контактировать с ними. Мало того, необычные инсталляции меняются в зависимости от «обратной связи». Даже если вы дважды посетите одну и ту же выставку, то увидите совершенно разные экспонаты. Люди могут взаимодействовать с цифровыми картинами, благодаря специальным датчикам. Мигель Шевалье использует систему простых сенсоров: если человек двигается влево, то и изображение будет двигаться влево. Таким образом получается импровизация, а результат становится непредсказуемым. Дело в том, что все произведения работают по принципу порождающего искусства (generative art), образы в котором всё время обновляются.

«В наше время очень интересно наблюдать, как мир реальный и мир виртуальный проникают друг в друга и как они существуют параллельно», − делится автор.

Мигель стал изучать современную технику лишь для того, чтобы выработать свой неповторимый визуальный язык. Больше всего на свете он хотел открыть новые пути развития искусства.

«Если посмотреть на историю искусств, мы увидим, что художники использовали средства именно той эпохи, в которую творили», − сказал он в одном из интервью.

 

Когда много лет назад он заявлял своим университетским преподавателям, что станет медиахудожником, они крутили пальцем у виска. Виртуальное и цифровое искусство в те годы было чем-то из разряда «миссия невыполнима». Но Шевалье упорно осваивал компьютеры. Кстати, осваивать их тогда было крайне тяжёлым занятием, ведь для начала машину нужно было разыскать.

«Сложность была в том, что я начинал слишком рано, в Школе искусств не было необходимой техники, не было соответствующих программ обучения. Я пошёл нелёгким путём — получил доступ к компьютерам через Национальный центр научных исследований (CNRS). Работал там по ночам, с полуночи до шести утра», − вспоминает он.

Мастер визуальных эффектов считает, что без основ рисунка и живописи не может быть цифрового искусства. Он говорит, что молодым художникам обязательно нужно понимать, как работают объём и свет. А ещё очень важно знать английский язык и уметь работать с компьютерными программами. Кстати, на написание одной такой программы у Шевалье уходит около года! Работает он не один, в его команде есть ещё четыре человека. Фамилии помощников можно увидеть в описании проектов.

Шевалье проецирует свои работы на стены и пол самых неожиданных сооружений. Например, однажды он украсил световыми инсталляциями собор Сакре-Кёр в Касабланке. «Волшебные ковры» танцевали под ногами зрителей под музыку Мишеля Ридольфи (Michel Redolfi). А традиционные белоснежные колонны величественно возвышались над этим современным шоу, удивлённо созерцая перемену цветовой гаммы напольного покрытия. Художник признаётся, что любит работать с интересными площадками: соборами, замками, каменоломнями.

«Для меня оригинальность — это умение удивлять, развивать и делать что-то, что другие ещё не делали. Можно, конечно, продолжать писать и делать скульптуры из дерева, но крайне редко появляются художники (они существуют, но их очень мало), которые создают в этой сфере нечто принципиально новое», − добавляет он.

С появлением смартфонов в 2004 году у мастера началась новая эра творчества. Он получил возможность создавать работы, тут же выкладывать их в интернет и видеть реакцию людей. Сейчас же, когда на дворе десятые годы XXI века, Мигель Шевалье делает очередной скачок и готовит выставку «Живопись машин». Она пройдёт в 2017−2018 гг. в Парижском музее искусств и ремёсел и докажет удивительную вещь: машины (роботы) могут быть настоящими художниками.

«Сейчас мы живём одновременно в промышленном обществе, обществе потребления и обществе цифровых технологий. Мне интересно через работы выразить этот сложный мир»