Я узнала про группу «Саранча» лет в 11, когда поехала в свой первый детский лагерь. Тогда мы вечерами по очереди включали музыку на телефонах и слушали ее по кругу бесконечно – так мы делились музыкой до того, как этот процесс перевели в соцсети. Там-то я и услышала «Желтый снег» и «Латино». Вторая песня потом преследовала меня в каждом детском лагере, санатории и подобных местах.
Знаете, что такое «свечка»? Это когда в конце дня все становятся в круг, благодарят вожатых и друг друга за прошедший день, а потом кладут руки друг другу на плечи и водят подобие хоровода под проникновенную музыку. «Латино» была такой песней для «свечек» на Ставрополье, где я прожила первые 18 лет своей жизни.
«Саранчу» там знали, казалось, все. Бессменные герои городских праздников и музыкальных фестивалей. С момента основания проекта прошло уже почти два десятка лет, группа распалась, а Димосс Саранча, её лидер, продолжает свою творческую деятельность в сольном плавании и все так же часто бывает в Ставрополе. Недавно и я вернулась на свою малую родину, а заодно встретилась с Димоссом.
Прямо в День всех влюбленных мы сидели в одном маленьком вегетарианском кафе и разговаривали – о музыке, популярности и работе в творческой профессии.
Artifex: Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь?
У меня концерты на Ставрополье, потому что здесь моя музыка стала популярнее, чем где бы то ни было. Параллельно занимаюсь продюсированием молодых артистов, ищу таланты и потихоньку их развиваю, пишу им песни, снимаю клипы. Пытаюсь устроить в Ставрополе такой продюсерский центр, «Южная резиденция» называется. Ну, не пытаюсь, а уже он есть. В Москве тоже всякие дела, но сейчас преимущественно здесь, конечно, на юге.
Сейчас вот буду снимать передачу, брать интервью у разных талантов. Не хочу делать что-то скандальное с компрометирующими вопросами, как, например, Дудь – сейчас многие пытаются подражать ему. Я – нет, я хочу показать таланты, и не только какие-то группы или певцов, а, например, ложкарей талантливых, аккордеонистов. Хочется актеров театра пригласить. Я уже приблизительно для себя составил план, кто именно будет у меня в передаче, кого я буду интервьюировать. Будем прямые эфиры делать, какой-то монтаж.
Artifex: А где вы находите их?
Они сами меня находят.
Artifex: Пишут?
Конечно, пишут в соцсетях. Я же много где выступаю, пересекаюсь на разных площадках, много талантов новых сейчас появляется.
Artifex: А почему так часто в Ставрополе выступаете?
Если выступать где-то в Москве, то, как правило, за выходные бывает один концерт. Если куда-нибудь лететь в Тюмень – один концерт. А в Ставрополе сразу несколько, поэтому живу на два города . И у меня здесь много друзей, родственники живут, тут целая история. И песни здесь весь зал наизусть поет. Конечно, здесь бОльшая популярность.
Artifex: А в Москву почему переехали?
В Москве я уже 14 лет прожил, мы уезжали еще в 2005 году, счастья искать. Продюсера нашли, поработали с ним и ушли на самообеспечение, поняли, что нам так лучше.
Artifex: Почему вообще группа распалась?
Дело в том, что до того, как в 2005 году появилась группа «Саранча», в ней уже человек 15 поменялось музыкантов. Потом нас уже узнали в таком составе, потому что мы работали с продюсером и нас просто двинули на телек. А после того, как тот состав был распущен, со мной работают разные музыканты. То есть «Саранча» – это проект, который всегда был экспериментальным, музыканты в нем всегда менялись.
Artifex: То есть постоянного состава никогда не было?
Да, в разные годы разный состав. Просто я – неизменный член коллектива, основатель, всю музыку и тексты всегда писал сам. Музыканты меняются, кто-то уходит в другую группу. Ну, и мне надоедает постоянный один стиль. Мне всегда нужно что-то менять. Вот сегодня исполнилось «Саранче» 18 лет, в 2000-м году я образовал эту группу. Кстати, вот тут неподалеку в краевом Доме народного творчества мы собрались.
Artifex: Как вы считаете, почему именно у вас получилось стать и местными героями, и достаточно популярными в Москве, а у многих других групп отсюда это не клеится?
Песни, которые я пишу, подходят разной аудитории. Меня и дети слушают, и взрослые, я по формату не совсем попса и не совсем андеграунд - какая-то золотая середина, я просто понятен. Мою музыку слушают и те, кто любит рэп, и те, кто любит рок. У меня нет одного стиля, я меломан и музыкальный эксцентрик. И я каждую неделю последние 18 лет даю концерты и работаю всегда вживую, у меня даже не прописаны бэки в минусовках. Люди это ценят, понимают и постоянно меня приглашают. На концерты приходят уже два поколения людей – родители моего возраста, а у них уже детки подросли, которым по 18-20 лет. Моя музыка народной становится. Песня «Латино» – гимн всех студенческих отрядов страны, во всех лагерях по всей стране дети становятся в орлятский круг и поют эту песню.
Artifex: Как вы написали ее?
Это было давно, еще в 2000-ом году. Почитал Карлоса Кастанеду и под впечатлением идеологии написал. Вот оазис, пустыня, кактусовые джунгли и путник уставший, который бредет, какие-то миражи видит, мечтает…
Artifex: Песня стала прямо культовой!
Да, сама по себе причем. Она же достаточно длинная, не радио формата, я никогда не отдавал ее на радио, никогда не снимал на нее клип. А многие песни – вроде и клип снимаешь, и занимаешься продвижением, а она стоит на месте. Непредсказуемо, что выстрелит.
Artifex: В сольном творчестве вам комфортнее?
А по-другому - никак, потому что я организатор всего. Я всегда занимался самопродюсированием. Нет, у меня есть и в Москве коллектив живой, и в Ставрополе. Но возить по гастролям трудно такой большой коллектив. Проще вдвоем-втроем.
Artifex: Вот насчет сольных альбомов. Я нашла в Apple Music один альбом прошлого года…
Это не альбом, а сборник лучших песен. Я последние годы не выпускал альбомы, каждую новую песню просто сливаю в интернет, чтобы люди слушали. Не видел смысла делать концептуальные альбомы, главное, чтобы просто людям были доступны мои песни. А сейчас вот много нового материала, возможно, к лету выпущу альбом – ну такой, виртуальный. На дисках уже смысла нет.
Artifex: Несмотря на то, что вы сейчас с разными стилями экспериментируете, все-таки стали популярны благодаря рэгги?
Благодаря своей собственной выработанной манере пения. Рэгги все-таки поет Коля Маню, те же MiyaGi & Эндшпиль. У меня больше цыганская, дворовая песня с элементами рэгги. У меня есть просто мое собственное самобытное лицо. Вот вы задаете вопрос: почему из Ставрополя другие артисты не прославляются. Нет, почему, есть – вот, например, группа «Градусы» - это полностью все ребята из Ставрополя, мы с некоторыми вместе раньше в «Саранче» играли. Но они пошли на контракт к продюсеру, и у них там серьезное продвижение и все такое.
Artifex: Но это, скорее, исключения, а здесь же довольно много начинающих групп, которые на начальном уровне так и остаются.
Потому что тут старание и труд все перетрут. Если ты выбрал сложнейшую профессию – быть артистом, то должен идти до конца. Я громко заявил в юности о себе. В мои песни поверили люди, я понял, что это работает, что в душах людей это вызывает эмоции правильные, и уже я предать самого себя и предать этих людей не мог. Я шагаю дальше, работаю на любимой работе. Для меня это моя важная профессия.
Artifex: Вот, кстати, вы кроме творчества ничем никогда не зарабатывали?
Нет, у меня нет никакого стажа, я просто музыкант, свободный художник.
Artifex: А нет ли ощущения творческого кризиса временами?
Конечно, всегда бывает. Но я всегда от кризиса ухожу в другую творческую профессию. Вот я, например, за последние годы освоил Photoshop, Final Cut, то есть все свои клипы, большую часть, я сам режиссирую, сам монтирую, делаю цветокоррекцию, делаю все свои афиши, обложки. У меня была линия одежды своя, я ее сейчас закрыл временно, хочется на другой уровень перейти. Просто параллельно музыкальному творчеству я развиваюсь в других направлениях. Сейчас вот мы делаем свою фото-видеостудию. Я продюсирую маленькую девочку Владу Поуль, ей восемь лет. Если я понимаю, что мне надоело делать одно и то же, я немножко – раз и в тень! Вот перед Новым годом я откачал огромное количество концертов, корпоративов - и немножко затих. В январе старался лишних концертов на себя не взваливать, а занимался продюсерской работой. Написал кучу разных песен, новых зарисовок. А сейчас как-то сами по себе опять пошли приглашения на концерты.
Artifex: Приглашают в основном в Ставрополь?
Нет, есть приглашения и по стране. Я вообще за последние годы объездил всю страну. Но мне не хочется летать далеко. Например, во Владивосток летишь девять часов туда, девять - обратно. Тратишь много сил и устаешь в дороге, не вижу в этом смысла. Зачем за один и тот же гонорар летать куда-то далеко, если можно работать в маленьком городе Ставрополь? Он уютный, комфортный, потому что за день можно восемь-девять дел сделать в разных местах.
Artifex: Да, в Москве так не получится.
В Москве – одно-два дела в лучшем случае. Очень трудно поймать нужных людей, найти их время. Поэтому в Москву я приезжаю, заезжаю в «Ашан», закупаю продуктов и два-три дня могу не выходить из дома, творить, писать. Как ни странно, я использую Москву как штаб для творчества. Там мне свободно, комфортно, я уже прижился за 14 лет. Москва уже достаточно родной мне город. А в Ставрополь приезжаю – и бегом, тут у меня шоу-бизнес, все люди под рукой.
Artifex: А какие ваши любимые места в Ставрополе?
Мне нравится Новый город, микрорайон Перспективный. Мне в нем комфортно, я там даже приобрел себе жилье, и у меня там штаб. А так, конечно, я люблю улицу Карла Маркса, старые районы, район художественного училища. Вообще у меня со Ставрополем много связано. Конечно, площадь Ленина, многочисленные клубы. Есть такое понятие – резидент клуба, то есть диджей, который постоянно играет в одном и том же месте. Вот я – резидент города. Нет места, ни одного такого клуба, где бы я не выступал за последние годы. Так что вот я - южный резидент. И свой продюсерский центр так и назвал – «Южная резиденция».
Artifex: Вы сейчас активно занялись продюсированием. Значит ли это, что вы скоро вообще перестанет выступать?
Нет, конечно. Просто песен много, но они не все мне подходят. А если песни пишутся – что же их на полке держать? Они могут пригодиться другим артистам. Просто жалко того, что уже сделано.
Artifex: А в качестве диджея вы с какой музыкой работаете? Что вам нравится самому из современной музыки?
Мне нравится направление swag, я вообще в музыку пришел из хип-хопа. Люблю «арэнбишный» хип-хоп, новые форматы. Но также я люблю и техно, и хаус, и дип-хаус, ню-диско, фанк - я меломан. У меня всегда ноутбук с собой, в котором около 100 гб музыки, подборки на все случаи жизни.
Artifex: А за русским рэпом следите? Сейчас он набирает обороты популярности.
Только за какими-то выдающимися исполнителями.
Artifex: А выдающиеся - это кто?
Конечно же, Баста, Gazgolder лейбл, Blackstar и Respect Production – это Каста, Макс Корж и так далее. Они мне близки по духу. Я больше всегда ориентировался на зарубежную музыку и пытаюсь себя не сбивать русскими артистами.
Artifex: Чтобы случайно не скопировать?
Да, чтобы ни в коем случае не подражать чьей-то манере, потому что для меня очень важно остаться самим собой.
Artifex: Вы в Ставрополе были местными героями. Каково это – в настолько небольшом городе чувствовать такое внимание и популярность?
Тогда была популярность юношеская, а сейчас популярность взрослая, и я лишний раз по улицам не хожу. Меня узнают по выслуге лет, как говорится. И я уже со своей прической примелькался, а хочется все-таки жить более закрытой жизнью.
Именно в этот момент к нам подошла работница кафе, где мы беседовали, и попросила сделать пару фотографий для Instagram.
Artifex: Как вы расслабляетесь и отдыхаете от этого всего?
Если честно, то не расслабляюсь и не отдыхаю. Сложно. У меня ежедневно список дел, я в заметках пишу: «Заехать на студию, дописать куплет, снять что-то, что-то выложить в соцсети, поговорить с пиарщиком»… У меня же штат – есть пиарщик, видеограф, МС, DJ, два аранжировщика, братские студии. Я разные проекты веду с помощью разных коллективов. «Саранча» – это не только я, у меня всегда был большой коллектив, просто это не всегда сценические люди.
Artifex: У вас музыка очень добрая, яркая. Как получается столько времени петь только о хорошем, не обращая внимания на плохое?
Трудно не повториться. Я уже очень много песен написал, пытаюсь не повторить самого себя. А о другом говорить не хочется. Хочется сказать: «Вот знаете, я уже в какой-то степени приобрел себе бессмертие. Потому что когда-нибудь физически меня не будет, а в интернете у людей останется эта музыкальная информация, и тем самым я буду о себе напоминать». Хочется не просто спеть песню и заработать денег, а что-то после себя оставить, чтобы мои песни как-то помогали людям жить. Может быть, громко сказано «помогали», но чтобы настраивали человека на какую-то радость. Я не пытаюсь загружать людей. Каждому свое – у каждого артиста свое направление и своя идеология. Моя такая: солнце, море, уважайте друг друга, человек должен быть сильным, умным и добрым - и все будет получаться. Культивируйте в себе эти качества - и будете жить в содружестве с окружающим миром и проживете жизнь достойно.