«Скандальную» репутацию ему создали тысячи картин, рисунков, многочисленные иллюстрации книг, выставки по всему миру и почетные награды за них. Встречайте живую легенду графики — Борис Иосифович Жутовский знаменитый российский художник, иллюстратор, писатель, покоривший публику поистине фантастическими работам.

Главной особенностью художественного приема Жутовского является его произвольный жест, который рождает феерию красочных и графических образов.

«Одна из мыслей, сложившихся за жизнь - человек должен оставить свидетельство своего времени. Двести с лишком портретов моих современников - результат этого убеждения»

«Последние люди империи» – этот пронзительный заголовок был подарен Жутовскому Фазилем Искандером, мудрым и ироничным.

«В его книге собраны таланты, жертвы, слуги, убийцы, но только те, которых знал и которых «трогал». Все - с «натуры». Не для того, чтобы убедить «товарищей по труду» в реализме, а чтобы самому, кожей пальцев, услышать восторг и злость», — так отозвался Фазиль Искандер об уникальной в истории не только российского, но и мирового искусства серии из двух сотен графических портретов видных деятелей второй половины XX столетия, писанных с натуры.

 

 

Со многими из них художник Борис Жутовский состоял в хороших личных и даже дружеских отношениях. Это позволило портретисту уловить их характерное сходство на глубине, не доступной на уровне чисто визуальном, а элементы шаржа реализовали его авторскую манеру, которую можно назвать ироническим реализмом.

«С главным портретистом эпохи удача свела меня в галерее Юрия Миракова, другого мастера современного искусства. Свела в неформальной обстановке и дала возможность ощутить обаяние, коммуникабельность и оптимизм этой легендарной в нашем многострадальном искусстве личности. А после рюмки русского национального напитка мне удалось получить ответы на, казалось бы, уже безнадежно покрывшиеся пылью истории вопросы из первых уст. Осознал ли последнюю в череде своих глобальных ошибок в ранге лидера нашего государства Никита Сергеевич и каялся ли на закате жизни? Прощения, конечно, не просил, но само приглашение за несколько месяцев до ухода на суд божий — как оказалось – очень похоже на раскаяние», — вспоминает Жутовский.

 

 

На вернисаже в честь 70-летия Бориса Иосифовича Жутовского в 2002 году была организована встреча с художником, на которой он с одобрением воспринял предложение об участии в интернет-проекте с другими мастерами современного искусства. Его работы представлены в Галерее «Анна и Юрий Мираковы» для широкой аудитории.

Выставка и книга-альбом портретов случились позднее, в 2004 году. Своеобразие в том, что и картины, и портреты в книге сопровождаются пространным авторским текстом.

 

Первый портрет в книге датируется 1973 годом, а последний — 2003. Про главную, смыслообразующую, картину художник рассказывает так:

«В 1982 году мне исполнялось 50 лет. Время было угрюмое и безвыходное. Картинок наделано - пропасть. Ни выставлять, ни тем более продать — не моги и думать. Все это пылилось на стеллажах в мастерской. Что-то надо было делать, и я придумал картину на долгие годы. До самой смерти. Себе в подарок. Про прожитое и продуманное, про друзей и близких, про живых и ушедших. Она должна была быть подробной и многодельной, тщательной. И не занимать много места. Сначала она называлась «Пятьдесят», а через 20 лет, к своему семидесятилетию, я ее переназвал: «Как один день»

…В этой картине (полиптих, смешанная техника) — 73 картинки небольшого размера. Два квадратика, две ниши не заполнены.

«Если Господь даст мне возможность пережить этот срок, — надо будет придумать что-то с продолжением, а если не даст, ячейки останутся пустыми», — добавляет автор.

И книга, и картина посвящены погибшей в автокатастрофе жене Жутовского, — Людмиле Бороздиной, так же, как и многие живописные работы.

Книгу открывает портрет Мечислава Раковского (1973 год), в те годы бывшего главным редактором и блестящим журналистом самой вольной в Польше газеты «Политика». Был он также последним главой ПОРП, и знакомы они с Жутовским 42 года. А дальше — портрет Киры Сашинской, юношеской любви художника, потом — сценариста Рожкова, следом — мамы, Нины Ивановны (1974 год). Порядок расположения портретов диктует просто хронология. Тем не менее, по мере продвижения по книге ее персонажи выглядят все «историчнее», все более общественно значимыми. И, может быть, это больше говорит об авторе, чем о его моделях. В конце концов, жизнь художника неотделима от среды, в которой он существует.

 

На протяжении всего творчества появляются портреты Владимира Корнилова, Э. Неизвестного, Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана, Н.С. Хрущева, Ф. Искандера, А. Синявского, Л. Копелева (невероятно похожего на Толстого), А.Д. Сахарова, А.Н. Яковлева и очень многих других известных людей. Они перемежаются портретами друзей-художников и просто друзей и близких. Неуклонно вырисовывается облик определенной эпохи. Советской и постсоветской. От этого никуда не денешься, об этом говорит и название книги.

 

Но совершенно естественно, что именно Жутовскому с его полифоническим мировидением принадлежит идея создания изобразительной автобиографии «Как один день» (1982–2002), начатой в год полувекового юбилея, но интертекстом длящейся по сей день. Исповедально-ностальгическая густота «материала» ошеломляет (мгновенно заслоняя первое впечатление облегченного поп-артовского приема), хотя «ячество» в нем отсутствует начисто. Но это его, Бориса Жутовского, ландшафт души оказался поделен в изобразительных воспоминаниях о своих пяти десятилетиях на пять доминантных тем.

После 50-летия картина растет пластическими «отпечатками» ежегодных самых ярких, самых трогательных событий.

 

В 2002 году Жутовский записал:

«Мне 70 лет. Я прожил к этому времени 25 550 дней, 1533000 часов, 91980000 минут: «Как один день». С этого дня картина поменяла свое название. Вместо «Пятьдесят» (так она именовалась первоначально. — Н.Г.) она теперь называется «Как один день»…»

Последнее «гнездо» творчества художника — автопортрет. Его он оставил себе на 2006 год. Позади — пока еще несколько пустых рамок. Потом — придется придумывать. А значит — открытый финал. И значит — длятся диалоги, с жизнью, с памятью, с искусством, со зрителем.

Работы Жутовского хранятся во многих российских и зарубежных музейных и частных собраниях. Борис Иосифович по сей день живёт и работает в Москве, продолжая удивлять всех своей оригинальной подачей материала.

«Я бесконечно оптимистичен. Я родился на свет, я получил образование, я нашел нишу своей одержимости, и у меня есть возможность ее реализовывать. Все это — высшая форма человеческой удачи»

 


Автор: Анастасия Фролова