«Чёрный квадрат» Казимир Малевич | Artifex.ru

«Чёрный квадрат»
Казимир Малевич

Наверное, копий, сломанных в жарких баталиях о «Черном квадрате» Казимира Малевича, хватило бы на то, чтобы вооружить целое древнее войско. Ни одно произведение изобразительного искусства XX века не породило столько споров, мифов и самых разных оценок.

Причем, противоположные мнения высказывают даже специалисты. А что касается обычных людей, далеких от искусствоведческих тонкостей, то многие из них не могут ответить себе даже на элементарный вопрос: действительно ли это выдающееся произведение, или здесь кроется какой-то подвох?

 

 

Ни один из известных фактов прямо и безоговорочно о гениальности «Квадрата» не свидетельствует.

Например, с идеей написать абсолютно черное полотно и дать ему образное толкование Малевич «опоздал» почти на два века. Первым в списке «чернушников» был английский врач, философ, астролог, музыковед и художник Роберт Фладд, который в еще в 1617 году написал картину «Великая тьма». Эстафету принял француз Берталь, в 1843 году создавший «предтечу» «Квадрата» - черный прямоугольник с длинным названием «Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети». Затем был Гюстав Доре и его «Сумеречная история России» (1854), Пол Билхолд («Ночная драка негров в подвале», 1882) и «неоригинальный» Альфонс Алле с картиной «Битва негров в пещере глубокой ночью». Несложно подсчитать, что место Малевича в этом марафоне - только шестое.

Геометрические фигуры в живописи тоже к тому времени – картина датируется 1915 годом – тоже не были творческим «откровением», так как уже сформировалась такое направление, как кубизм. Даже в творчестве самого Малевича есть «Черный круг», «Черный крест», «Красный квадрат».

 

То, что изображенный на полотне черный квадрат - не совсем квадрат (действительно, его стороны не равны и не параллельны) и не совсем черный (через кракелюры местами проступает другой оттенок черного цвета), тоже вряд ли является показателем гениальности.

Таким образом, разгадку внимания к картине нужно искать не в ее визуальном воплощении, а в философском, идейном, эстетическом, мистическом, политическом – список можно продолжать - смысле, который в ней заложен.

В последнее время появилась еще одна версия, высказанная нашими бывшими соотечественниками художниками Юрием и Егором Романовыми. Они считают, что Малевич, сам того не подозревая, предугадал появление пикселя, положившего начало современным компьютерным и телевизионным технологиям.

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика