Говоря о самом ироничном и веселом художнике «золотого века» голландской живописи, невольно вспоминаешь Яна Стена (Ян Хавикзоон Стен (Jan Havickszoon Steen, около 1626—1679), совсем немного уступающего Рембрандту, Вермееру и Халсу. Его творческое наследие составляют около 400 картин, большинство из которых хранятся в Амстердаме. Он – непревзойденный мастер бытового жанра, смотревший на жизнь, как на калейдоскоп забавных ситуаций.

 

Стен прославился своим умением показывать жизнь такой, какая она есть. Его полотна пропитаны добрым грубоватым юмором и беззлобной иронией, а герои – живые люди, с присущими им достоинствами и недостатками.

Некоторые исследователи называют Яна Стена кутилой и пьяницей. Так, один из них, Арнольд Хоубракен, утверждает, что на картинах «из жизни беспутных семей» художник изображал жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал». Но поводом для такого предположения может послужить лишь содержание картин, других доказательств нет. Правда, художник часто изображал себя на переднем плане, в самом эпицентре веселья, кабацких попоек и неприличных сцен.

Но тогда возникает вопрос: если он вел такой образ жизни, то когда же успевал творить? Видимо, правы все же другие биографы Стена, которые в один голос говорят, что он писал очень много и быстро, буквально погружаясь в работу с головой.

Стен родился в семье пивовара в Лейдене. Он поступил в университет, но так и не закончил обучение. Состоял в Лейденском обществе художников. Его первым учителем живописи был Николас Кнюпфер, а, переехав в Харлем, Ян испытал влияние Дирка Галса и Адриана Остаде. Позднее, уже в Гааге, его талант развивался «под присмотром» Яна Гойена.

Проживая в Гааге, Стен держал на аренде пивоварню в Делфте, но о живописи не забывал. После смерти отца он окончательно переехал в Лейден и открыл там корчму с гостиничными номерами.

Несмотря на то что художник отдавал предпочтение бытовому жанру, на многих его полотнах изображены библейские мотивы. Также он писал портреты и пейзажи. И хотя рисунок на этих полотнах не всегда отличался правильностью, зато реалистичность, оригинальность и искренность - не говоря уже о юморе!- были неизменно на высоте. Причем иронии не избежали ни знатные голландские бюргеры, ни зажиточные модницы, ни простые селяне, изображенные на его картинах.

Пик известности Стена как художника-жанриста пришелся на 1660-1670 годы. Еще при жизни ему подражали многие голландские художники.

А как личность он был настолько популярен на родине, что в Нидерландах до сих пор бытует выражение «семья Яна Стена» - так голландцы называют семьи, где родители пренебрегают воспитанием отпрысков, которые растут как «трава на пустыре».

 

 

«Гуляки» - это полотно так же имеет названия «Выпивохи» или «Пьяницы». Название менялось при продаже в XVII и XVIII веках. Предположительно, Ян Стен изобразил на картине себя и свою жену Маргарет. Это своего рода автопортрет, в котором раскрываются детали жизни художника: занятия живописью не покрывали расходов большой семьи, и главе семейства приходилось держать трактир.

Как и многие работы Стена, это произведение пропитано беспечным настроением и благодушным юмором.

Уснувшая на краю стола молодая женщина и иронически улыбающийся мужчина – художник дает точную характеристику обоим героям благодаря достоверно прописанным деталям и предметам.

 

 

С годами смысл каких-либо действий или поговорок меняется или теряется вовсе. Так, картина «Мужчина, предлагающий устрицы даме» сейчас кажется нам вполне приличной. Но каких-то четыре века назад она считалась вульгарной, так как устрицы являются сильным афродизиаком. Соответственно, мужчина, предлагая даме устрицы, предлагает нечто иное…

Также яйца, которые художник неоднократно изображал на своих картинах, во времена Стена о многом говорили голландцам. Выражение «разбить яйца о сковородку» означало вступление в любовную связь.

 

 

Сцена, изображенная на полотне, повествует о только что заключенном браке. Нотариус составляет контракт, невеста грустит, мать ругается - и только жених весел. Стоит снова обратиться к недвусмысленным намекам голландского художника: разбитые яйца - образ потерянной невинности, а коромысло и клетка – символ счастливой семейной жизни.

Точная дата смерти Яна Стена не установлена, как и ее причина. Известно лишь то, что Стен был похоронен в семейной могиле на окраине Лейдена в феврале 1679 году.
 


Автор: Регина Сафонова