Филип Киндред Дик был человеком удивительным: депрессивный наркоман и «частично шизофреник», как он сам себя называл. Это очень точное определение.

 

 

Дик интересовался наукой и видел будущее как четкую социальную и технологическую систему. Его фантастические вселенные сложно обвинить в непродуманности. Чтобы создать такие миры, нужен крепкий аналитический ум ученого.

Однако, в то же время, он был погружен в древнегреческую философию и теологические учения. Особенно писателя увлекали Платон и «Книга перемен». А по части видений он был тем ещё Уильямом Блейком. Бывало, Дик месяцами блуждал в потусторонних коридорах реальности, навеянных то ли наркотическим опьянением, то ли общением с высшими силами.

Комбинация рационального ученого и вольного визионера дала миру великого писателя-фантаста. На фундаменте произведений Дика впоследствии строились целые жанры. Например, киберпанк. Да и все эти «Матрицы», «Начала» и прочие подобные компоты сварились из книг нашего героя. Точнее, из одной книги. Это роман «Убик».

 

 

Впервые произведение вышло в 1969 году в США. Вы уже чувствуете эту атмосферу? Вудсток, Вьетнам, хиппи и ЛСД. Да, реальность в романе размывается, словно в наркотическом бреду, но книга написана вовсе не о маргиналах и не для них, как некоторые могут подумать. Безусловно, «Убик» — продукт своей эпохи, но он ни в коем случае не является её гимном. Произведение получилось гораздо обширнее и поднялось выше культуры американских 60-х.

Очень коротко расскажу суть сюжета. Мир будущего, 1992 год. Некоторые люди стали обладателями сверхъестественных способностей: появились телепаты, предсказатели, воскресители, а также те, кто способен устранять эффект их умений. Их называют анти-пси, и они помогают обычным людям отстаивать приватность жизни, бороться с вторжением телепатов в их мысли. Между этими двумя кланами ведётся непрерывная борьба.

А ещё в этом мире есть технология, позволяющая поддерживать мозговую активность человека после смерти. Это состояние называют полужизнью. Главное, нужно вовремя поместить умершего в особую морозильную камеру, после чего с ним можно выходить на связь с помощью специальной техники. Заведения, где содержаться эти «гробы» называются мораториумами.

 

 

В книге рассказывается о противостоянии двух группировок. Команда анти-пси отправляется на Луну, чтобы нейтрализовать организацию телепатов, но попадает в ловушку — на месте их ждет бомба. После взрыва, на протяжении всей книги происходят вещи, которые сносят крышу даже у самого подготовленного читателя. Перед нами десяток раз полностью рушится и вновь создается само представление о реальности.

Урсула Ле Гуин сказала о романе и его авторе следующее:

«Филип Дик — это целая эпоха фантастики. И «Убик» — это, возможно, лучшее из всего, что было им написано. По крайней мере, я не читала ничего хотя бы отдаленно похожего на эту книгу»

Каждая глава книги начинается с рекламы так называемого «Убика». Это универсальный чудодейственный товар, который решит все ваши проблемы: то он предстает в виде хлопьев на завтрак, то жидкости для полоскания рта, то бюстгальтера и т.п. Однако в последней главе нам сообщают:

«Я — Убик. Я был до того, как возникла Вселенная. Я создал солнца. Я создал миры. Я создал живые существа и расселил их там, где они обитают...»

 

 

«Убик» — это божественная сила, ставшая в эпоху постмодернизма многоликим товаром, который удовлетворяет любые потребности, помогает от всех бед и продаётся в каждом магазине. В конце таинственный предмет представляется в виде аэрозоля, который нужно распылять на себя, чтобы обратить вспять энтропию (!). Мы знаем, что хаосу противостоит порядок, то есть Великий геометр, Бог.

Филип Дик заключает Бога в простой баллончик, спрей. Главное, пользуйтесь согласно инструкции. Подходит только для наружного применения!

Герои романа, находясь в состоянии полужизни, борются с деградацией мира и гибнут один за другим. Не напоминает ли это нашу с вами реальность? Посмотрите глобально. Можете даже вспомнить теорию термодинамики. Начиная с Большого взрыва энтропия во вселенной все возрастает.

 

 

Представьте, если вы пустите жизнь на самотек, то что тогда с вами станет? Правильно, все превратится в хаос. В каком-то смысле все мы геометры собственных жизней. Или полужизней, у кого как. Мы только и делаем, что пытаемся собрать действительность в аккуратные кучки, но ветер времени снова и снова разметает их в ничто. Поэтому многие хотят вернуться в прошлое, туда, где все уже никогда не сдвинется с места. Однако если мы поддадимся таким грезам, то нашу жизнь разрушит энтропия. Герои книги, Элла Рансайтер и Джо Чип, решают эту проблему с помощью баллончика «Убик». Но что остаётся нам?

«Впрочем, все еще было впереди»

Этими словами заканчивается роман. На них почему-то совсем не обращают внимания. Мне кажется, что это приглашение дописать историю и, в то же время, надежда на обретение собственного смысла для каждого из нас, читателей.

 

 

В англоязычном интернете существуют большие обсуждения, посвященные «Убику». Я очень удивился, но нигде не прозвучала моя версия финала. Я думаю, что глава компании анти-телепатов Рансайтер выжил после взрыва бомбы, а вся его группа погибла, продолжив существовать в полужизни. Появление профиля Джо Чипа на монете, которую Рансайтер достает из кармана в самом конце означает, что полужизнь и жизнь полноценная являются продуктом единого создателя. Два мира могут сосуществовать, при этом один проникает в другой. Так и в жизни каждого человека духовное и телесное составляют единое целое.

В российском интернете «Убик» практически совсем не обсуждался. Это грустно. Поэтому я предлагаю вам, дорогие читатели Артифекса, написать мне в VK или в Фейсбук. Давайте обсуждать вместе. Можно даже организовать отдельное большое обсуждение для всех желающих! Суть «Убика» в том, что это открытый роман и каждый из нас может быть творцом его концовки. Такова была задумка великого Филипа Дика.

Попробуем же завязать дискуссию. Быть ей или нет — решать вам. Однако, хочу напомнить, что искусство живо, прежде всего, когда о нём говорят.