Как Марсель Дюшан «убил» искусство писсуаром | Artifex.ru

Как Марсель Дюшан «убил»
искусство писсуаром

Жизнь похожа на русскую рулетку. Иногда люди идут к славе долго, упорно, старательно, но становятся известными лишь после смерти. Кто-то же, наоборот, однажды вытягивает счастливый билет, выстреливает своим талантом, а затем так же стремительно затухает и забывается. Некоторые идут по жизни ровно, находят свою стезю и посвящают себя небольшой, но преданной аудитории. А кто-то одарен от рождения, и каждый его шаг становится сенсацией. И Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) — один из таких счастливчиков.

Знаменитый франко–американский художник не нуждается в дополнительном представлении. Список его заслуг можно перечислять часами. Без сомнения, Дюшан — один из величайших новаторов в искусстве. Это ему мы обязаны возникновением дадаизма и сюрреализма. Творчество Марселя повлияло на человеческое представление о поп-арте, минимализме и концептуальном искусстве. Порой его идеи опережали время и поражали своей неординарностью.

Но известен художник не из-за своих сочинений или работ в дюжине различных направлений, а из-за подписанного им писсуара. Как бы комично это ни звучало, в тонком юморе Марселя Дюшана публика увидела гениальность. Дело было так: однажды, в 1917 году, он приобрёл обыкновенный писсуар в магазине сантехники. Художник расписался на нём, поставив свой псевдоним — R.Mutt — на ободке, и представил в качестве экспоната под названием «Фонтан» (Fountain) на выставке. Именно эта скандальная история принесла ему бешеную популярность.

 

 

«Я швырнул им в лицо писсуар, и теперь они восхищаются его эстетическим совершенством», — писал Марсель своему другу, немецкому художнику Хансу Рихтеру (Hans Richter), в 1962 году.

Каким же образом банальная сантехника стала искусством? В этом кроется парадокс человеческого сознания. Чем сложнее и запутаннее философия произведения искусства, чем больше в нём элементов и нюансов, тем спокойнее реагирует публика. А вот тот же «Чёрный квадрат» будет ещё тысячелетиями вызывать бессонницу у пытливых умов. К слову, Казимир Малевич и Марсель Дюшан почти одновременно пришли к выводу, что традиционное искусство мертво и нуждается в реанимации. Однако действовали они разными способами.

«Фонтан» не первая попытка приучить зрителя к искусству нового уровня. До него уже были представлены публике «Велосипедное колесо» (Bicycle Wheel) и «Сушилка для бутылок» (Bottle dryer). Как вы понимаете, ничего особенного, просто велосипедное колесо и сушилка для бутылок. К слову, для подобных работ Марсель изобрел новый термин — реди-мейд (ready-made). Примерный перевод — «сделанные готовыми».

 

По его задумке, произведением искусства может стать абсолютно любой предмет. Но существует два важных условия: этот предмет не должен быть очень красивым или необычным и не должен вызывать предсказуемые ассоциации у зрителя. По такому случаю сгодились и скребок для снега, и вешалка для шляп, и писсуар. Кстати, последний, по большому счету, к реди-мейду относится лишь частично. Согласитесь, такой интимный предмет всегда вызывает яркие ассоциации. Да и Марсель Дюшан вмешался в его самобытность: перевернул писсуар вверх ногами.

Философия этого течения заключается в следующем: конец пришёл не искусству в целом, а лишь традиционному представлению о нём. Главенствующее положение отдаётся не классической школе, а самому концепту работы. Важно не создать что-то гениальное, а доходчиво объяснить, почему же перевернутый писсуар с подписью — это неповторимый шедевр. Вот так Марсель одним махом похоронил все представления о классической школе рисунка и воздвиг дворцы нового искусства. И всё это в двадцатипяти-тридцатилетнем возрасте. Большинство из нас сейчас в этом возрасте магистратуру заканчивает и наконец-то начинает учиться думать самостоятельно, чтобы худо-бедно прокормить себя.

Будущий великий художник учился в лицее в Руане. Особыми успехами он похвастаться не мог, но явно преуспел в математике. Аналитический склад ума всю жизнь отличал его от других. Особый восторг Марселя Дюшана вызывала игра в шахматы. Он даже получил звание гроссмейстера. Кроме того, уже в зрелом возрасте он увлекался физикой и математикой. Это пристрастие помогло ему организовать вместе с братьями «Салон золотого сечения», где они исследовали идеальные пропорции и математические основы искусства.

Творчество в изначальном смысле этого слова Дюшана интересовало мало. Картины он писал лишь в начале своего пути. В дальнейшем же всячески отнекивался от роли художника, с каждым годом создавая всё меньше живописных произведений. Куда ближе ему было шокировать людей своим нестандартным взглядом на искусство. Марселю не казалось зазорным высмеивать произведения других авторов.

Например, его картина L.H.O.O.Q. — пародия на «Джоконду» Леонардо да Винчи.

 

 

Дюшан просто дорисовал девушке усы и бородку и дал полотну необъяснимое название-аббревиатуру. Сама по себе открытка не имела никакой ценности. Но, как только её коснулась рука Марселя, она мгновенно стала авторским произведением. Это ещё один пример его собственного реди-мейда. Да-да, это произведение искусства, а не кощунство!

Если говорить о самых известных картинах, написанных Дюшаном, то первой в списке становится «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (Nude Descending a Staircase). Без сомнения, в названии речь идет о некой девушке. Вот только разглядеть её в хаосе степеней просто невозможно. Образ, рисующийся в голове, никак не хочет совпадать с картиной.

 

 

Однако, глядя на неё, мы не сомневаемся, что перед нами лестница, по которой спускается девушка. Может быть, мы снова становимся невольными жертвами изощренного юмора Марселя Дюшана? Кстати, сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения». Доходчиво, не правда ли?

Следующей в списке становится «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах» (The Bride Stripped Bare By Her Bachelors, Even). Одно название чего стоит! И как, господин Дюшан, прикажете вас понимать?

 

 

На картине мы снова не встретим никакой конкретики. Предположим, что в верхней части располагается сама несчастная девушка, а в нижней — холостяки, имеющие к ней какое-то отношение. Однако невеста больше напоминает пчелиную матку с тремя окнами в туловище. А про содержание второй части картины и вовсе рассуждать страшно: группа людей стоит неподалёку от загадочного механизма, рядом изображено подобие солнца… Сам чёрт ногу сломит! Наверняка Дюшан вдоволь насмеялся, вчитываясь в критику своих работ. Позднее он объяснил миру, что «невеста обнажается перед удовольствием, которое унизит её».

Разносторонний и непредсказуемый характер Марселя помог ему показать себя в живописи, скульптуре, литературе, киноиндустрии и точных науках. Однако, несмотря на очевидный талант и бесконечный потенциал, он принял решение оставить творчество. Кто знает, какие ещё шокирующие произведения, записки, фильмы и идеи увидел бы зритель, если бы не пристрастие творца к шахматам.

В 2000 году была учреждена Премия Дюшана молодым художникам. За 15 лет она стала крупнейшей французской премией в области современного искусства. Марсель Дюшан сделал неоценимый вклад в понимание творчества и вошёл в историю благодаря своему пытливому уму и смелым решениям.

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика