Не успел фильм «Без меня» выйти на экраны российских кинотеатров, как по просторам интернета и печатной прессы прокатилась волна негодования. Ругались все: и зрители, и критики. «Достучаться до небес», «Тельма и Луиза» – вот лишь неполный список картин, с которыми сравнивают новый фильм Кирилла Плетнева, обвиняя сценариста в неоригинальности. Самого режиссера обвиняют в плохом подборе сценаристов и плагиате. Больше всего, конечно, досталось картине в сравнении с фильмом «P.S: я люблю тебя». И вот тут возникает закономерный вопрос: а настолько похожи эти фильмы и, самое главное, не была ли некая схожесть двух картин изначальной задумкой авторов?

 

 

В центре сюжета новой российской киноленты две героини – Кира и Ксюша – которым после смерти их общего любимого начинают приходить таинственные послания с его номера. Озаботясь заранее тем, чтобы девчули не сошли с ума после его скоропостижной кончины, Дима (а именно так зовут героя-любовника, вскружившего головы сразу обеим дамам) придумывает целый квест и отправляет их в дорогу, к морю, чтобы они исполнили его последнюю волю. И вот, летя по просторам нашей необъятной родины на красивом кабриолете, Кира и Ксюша ссорятся, мирятся, вспоминают своего возлюбленного и получают от него приятные сюрпризы. Но все же вопрос: «Кто шлет смс от имени Димы?» – не оставляет девушек в покое.



В фильме «P.S: я люблю тебя» сюжет похож. После смерти своего мужа Холли начинает получать милые подарки и письма с заданиями от его имени, которые по идеи должны помочь ей пережить утрату любимого и начать жить дальше, без него. Так же, как и Дима, супруг главной героини заранее подумал о своей жене и предполагая, что в одиночку она совсем не справится с потерей, устроил для нее забавную игру под названием «Делай так, как я скажу». На этом сходства этих двух картин и заканчиваются.

 

 

В отличии от фильма Кирилла Плетнева, в картине «P.S: я люблю тебя» главную героиню, кажется, совершенно не интересует вопрос о том, кто же на самом деле подкидывает ей таинственные послания с того света. В этом и кроется первое немаловажное различие этих двух кинолент. Жанр. Фильм «Без меня» – это не характерный для российского кинематографа Роуд-муви, приправленный психологической драмой с вкраплениями детектива и легким черным юмором. Его голливудский аналог– это типичная слезливая американская мелодрама с бесхарактерной героиней, которая на протяжении года не может взять себя в руки и продолжить жить дальше. (К слову, в отечественной ленте действия основного сюжета укладывается в три дня).

Сразу бросаются в глаза и композиционные решения сюжетов. А точнее полное их различие. В картине «P.S: я люблю тебя» повествование идет слишком линейно, не оставляя для зрителя хоть малейшей интриги (от чего, кстати, лента полностью лишается глубины). В фильме Кирилла Плетнева, ведущую роль играют флешбэки и воспоминания героинь. Мы узнаем характеры Киры и Ксюши, их переживания. Именно в ходе развития сюжета зрителю становится понятен весь драматизм той ситуации, в которую попали девушки. Ведь они не просто потеряли любимого человека, нет. Они потеряли мужчину, за которого раньше соперничали.

 

 

И хотя в фильме «P.S: я люблю тебя» Холли тоже достаточно часто вспоминает своего покойного мужа – эти воспоминания выглядят пустыми. Они не ведут сюжет вперед, не открывают персонажей с новой стороны. Они просто есть. И если на монтажном столе безжалостно вырезать все флешбэки и аллюзии главной героини – фильм от этого ничего не потеряет. В то время как «Без меня» именно построен на этих воспоминаниях. Не будет флешбэков – не будет и фильма.

Что касается героев, то тут и так все очевидно. В отличии от меланхоличной Холли, которой не приходилось ни с кем делить своего мужа, в фильме «Без меня» есть две яркие противоположности. Дерзкая и целеустремленная Кира, которой ничего не стоит разбить бэху в погоне за тем самым чуваком, что с похорон терроризирует их странными сообщениями. И робкая наивная Ксюша, которой очень хочется верить, что эти самые смс отправляет им чудом выживший Дима.

 

 

Но мало того, что в этих двух фильмах разные герои, так еще и главные конфликты в них совершенно полярны. С одной стороны у нас есть Холли, у которой нет внешних врагов. Девушка и борется с самой собой и пытается забыть прошлую жизнь. С другой стороны, Кира и Ксюша, которые ненавидят друг друга (помним, что раньше они были соперницами), но объединяются ради последней просьбы любимого.
Справедливости ради, стоит заметить, что возможные отсылки в фильме «Без меня» к Голливудскому аналогу есть. Вспомнить хотя бы сцену, в которой Кира собирает Ксюшу в дорогу и случайно достает из шкафа кожаный пиджак Димы. Помните, как покойный муж Холли презентовал ей точно такой же, коричневый?

 

 

А сцена на пляже на тридцать четвертой минуте фильма, в которой Кира говорит своему возлюбленному: «Блин, Дим, ну хорош! Это похоже на какую-то американскую комедию!» Уж не тот ли самый фильм имеется в виду, с которым сейчас картину сравнивает чуть ли не каждый второй?
Авторы как будто предполагали такое развитие событий и намеренно оставили эти отсылки к фильму «P.S: я люблю тебя», чтобы поиграть со своим зрителем, а заодно и проверить его сообразительность. Но совпадение это или нет – точный ответ на такой вопрос могут дать только создатели фильма, хотя мало похоже на простую случайность.

Можно было бы и дальше продолжать сравнивать эти картины, но что мы имеем в сухом остатке? Даже если фильм «P.S: я люблю тебя» и выступил референсом к российской ленте Кирилла Плетнева (что вообще-то не возбраняется и считается нормальной практикой в любом виде искусства), то наш отечественный фильм уж точно превзошел Голливудский аналог по всем параметрам. Чего стоит только цветопередача в фильме «Без меня». Но это уже совсем другая тема для дискуссии.