На месте враждебных нам инопланетян – если таковые имеются в пропастях космоса – я бы сразу определил, где у землян находятся запасы. Сверху эти сооружения выглядят как огромные ангары и располагаются они, в основном, на окраинах людских муравейников. Днём туда постоянно стекаются человеческие особи, на площадках перед ангарами видно множество их портативных передвижных капсул. Особая интенсивность наблюдается в два дня из семи. При оккупации Земли я бы именно туда направил одни из своих (враждебно-инопланетных) главных ударов. Я имею ввиду, если вы ещё меня не поняли, гипермаркеты. В одном из них и развиваются события фильма немецкого режиссёра Томаса Штубера «Между рядами», который я посмотрел на прошедших выходных.



Я стараюсь избегать гипермаркетов. Не только из-за опасности быть уничтоженным инопланетянами, которые если и есть, то всегда ко мне враждебно настроены. И не только избегая встречи с читателями Artifex.ru, которые возмущены моими рецензиями. Меня, как и инопланетян, в принципе раздражает такое большое скопление людей. Много, слишком много человеков, ту мач! Много людей, продуктов, напитков, бесполезных и полезных вещей. Соки, воды, гречка, носки, лампочки, бананы, мясо, котлеты, пельмени, мужчины, женщины, юноши, визжащие дети, низкие, худые, толстые, мигранты, жители и гости столицы… Бледные и тощие от офисного сидения планктоны или загорелые после отдыха на югах бегемотоподобные соземляне. Катятся, скрипят и толкаются тележки, пикают товары на кассах… Я, наверное, социопат, но я лечусь литературой и кино.

И вот кино. Ну вроде бы, что может произойти интересного в гипермаркете, да ещё «между рядами», как заявлено в названии фильма? Ведь этот фильм не фантастический боевик – там нет никаких враждебных инопланетян, этот фильм не триллер – нет ни одного социопата, который бы носился за посетителями с окровавленным молотком. Этот фильм мелодрама, но... Но я с интересом смотрел на экран около двух часов.

 

 

Почему? Потому что это настоящее кино. Пусть и не шедевр, всё равно – это кино, мне этого достаточно. И мне интересен в этой картине не только сюжет. Сюжет, если подумать, банален – один мужчина полюбил одну женщину. И декорации банальные – что может быть банальней одного большого магазина! Но режиссёр смог разглядеть определённую эстетику всех этих стендов, полок, морозильников с продуктами, мерцающих люминесцентных ламп, коробок, ящиков, планов заднего двора, с которого видна дорога, по которой днём и ночью монотонно едут машины. И не только это мог увидеть взгляд художника, но и показать с помощью камеры, передать с помощью звукового монтажа. У этой картины ведь отличный саундтрек. Фильм начинаемся с «Голубого Дуная» Штрауса, под эту музыку «вальсируют» грузовые погрузчики – это же замечательно! До этого, я помню, только Кубрик в своей «Одиссее-2001» под вальс Штрауса заставлял танцевать космические корабли. А тут простые погрузчики – в этом есть ироническая перекличка с шедевром Кубрика.

 

 

Режиссёр хорошо владеет не только инструментами кино, ему хорошо знакома и профессия грузчика ­– профессию, которую осваивает в картине главный герой. По отдельным деталям видно, что именно свой жизненный опыт режиссёр воплотил в сценарии.

Главный герой фильма – Кристиан, немецкий юноша с заячьей губой и характерным для этого дефекта присвистом в речи. Кристиан молчалив, немногословен, сутулится. Он на испытательном сроке работает в гипермаркете. Каждый день он надевает халат с патронташем из трёх ручек, биркой с именем, кладёт в карман резчик. Вроде, работа грузчиком несложная, однако выясняется много нюансов. Рычащий погрузчик Кристиану даётся нелегко, у него нет опыта, он ещё молод. Зато у него есть куча татуировок и два года тюрьмы за плечами.

Гипермаркет представляет собой микромир. Со своей иерархией, своими интригами, политическими играми, правилами поведения, географией. Тут есть своя Сибирь, тут есть своё море. Жить можно. Тут «между рядами» течёт своя жизнь. Тут играют в шахматы, читают книги, развлекаются, кончают свои небольшие университеты. Но в жизни небольших людей могут появиться большие страсти. Стрелы Амура не разбирают, грузчик ты или преуспевающий менеджер. Тут наш молодой и молчаливый фриц влюбляется в Изольду из отдела сладостей.

 

 

Изольду зовут Марион. Марион старше Кристиана, у неё забавный нос, вздёрнутый по-прусски вверх. У Кристиана нос, наоборот, загнут вниз – мог бы получится неплохой инь-янь! Одно только «но» – Марион замужем, и муж у неё скотина – это очень древний конфликт. Вот так всегда бывает – откинулся, хочешь начать новую жизнь, а все красивые бабы поблизости уже заняты, все замужем. А любовь такая сильная, ох, ребята, как припечатало. Да и жизнь новую Кристиану не дают начать друзья старые, подельнички. Калина ты моя красная.

Татуировки, бывший зэк, страстная любовь, тёмное прошлое – несмотря на такие мощные предпосылки к остросюжетному кино, режиссёр обманывает ожидания зрителя. Как? Не буду дальше продолжать, смотрите, фильм ещё идёт в кинотеатрах. Скажу только, что всё заканчивается в гипермаркете шумом морских волн. Интригую? Да, интригую. Чего не сделаешь ради хорошего кино.