Азиатская культура всегда вызывала повышенный интерес у развитых и развивающихся стран. Южная Корея, Китай и Япония приятно удивляют способностью сохранять своё культурное наследие, беречь традиции и одновременно с этим шагать в ногу со временем. В этих странах прошлое идёт наравне с настоящим и помогает создавать будущее. Но если Япония с Китаем всегда были на слуху, то с Южной Кореей всё несколько сложнее.

 

 

У каждого, кто имеет хоть какое-то представление о Китае и Японии есть ассоциация с этими странами: с Китаем у многих ассоциируются боевые искусства, фонарики, Джеки Чан и AliExpress; что до Японии — это сакура, японская анимация, самураи, катаны и ниндзя. А Корея? Первое, о чём подумает среднестатистический человек, когда у него спросят о Южной Корее, будет: «а чем она отличается от Северной?», — и тут мы сядем в лужу со своими объяснениями. Потому что о корейской культуре неискушённому человеку известно ещё меньше, чем о той же Японии. Имена таких людей, как Ким Джонг Хён (заслуженный артист корейской сцены), Ли Мин Хо (актёр кино) и Ким Тэ Гун (артист, актёр театра и кино) скажут чуть больше, чем ничего. Но неведение вовсе не говорит о глупости или невежестве. Оно даёт возможность заинтересовать и рассказать что-то новое.

 

 

Основную привлекательность Южной Кореи составляют кино- и поп-индустрии. Кинематограф усердно пытается выбить себе место под солнцем мировой известности. И у него начинает получаться. В 2016 году в прокат вышла дорама (так называются азиатские сериалы; от англ. drama) «Потомки Солнца» режиссёров Ким Ын Бока, Пак Сан Хуна и Ю Джон Сона. Это история любви между миротворцем ООН и военным врачом. Обычная мелодрама, таких дорам в корейском кинематографе очень много, но почему-то именно она смогла поразить иностранных зрителей. Телесериал был показан на международном канале KBS World. Сразу после официального выхода в прокат, дораму отправили для показа в 32 страны. Самый высокий рейтинг был в Китае. Сериал превзошёл все ожидания, дорама приобрела большую популярность как в Южной Корее, так и за рубежом.

Но интерес к корейскому кино появился отнюдь не в 2016 году. Ещё в 2009 году в прокат вышла дорама «Мальчики краше цветов». Она была на слуху у многих зарубежных поклонников. Её транслировали в Филиппинах, Израиле, США, Казахстане, а также в странах Восточной Азии. Но никаких наград ей присвоено не было. Вскоре популярность перешла к дораме «Для тебя во всём цвету» 2012 года. В ней ключевым моментом являлась гендерная интрига, то есть то, что так любит публика. Но и тут — шума наделали, а наград не получили. Разве что на сайте КиноПоиска дораму можно найти в разделе «лучшие азиатские сериалы». И так можно перечислять долго: «Озорной поцелуй» 2010 года, «Наследники» 2013 года и прочие. Но мы тут не рейтинг дорам без наград составляем. Есть кое-что ещё, что объединяет выше названные дорамы 2009, 2010 и 2012 годов — все они были сняты по мотивам манги (название японских комиксов) или аниме. Вроде даже связь с другой страной есть, о которой известно всем и каждому. Но и это не сильно помогало, хотя потуги были.

 

 

Успех подкрался незаметно. В 2016 году на большие экраны мирового проката, с качественным переводом и нетерпеливыми возгласами фанатов вышел корейский фильм «Поезд в Пусан». Первая премьера фильма состоялась 13 мая на Каннском кинофестивале вне конкурсной программы. Из обычного фильма ужасов с сюжетной линией «зомби-апокалипсис наступает» режиссёр, сценарист и мультипликатор Ён Сан Хо и Пак Чу Сок (второй сценарист) сделали что-то новое и необычное.

 

На «Поезд в Пусан» обрушился шквал положительной критики. Он был номинирован несколько раз на награду азиатской кинопремии, кинопремию «Красный дракон», Bull Film Awards, премию «Сатурн» и многие другие кинопремии. Также получил награды во всех выше перечисленных и не названных далее премиях, кроме азиатской кинопремии. Кассовые сборы фильма составили 87,5 миллионов долларов по всему миру, что сделало его одним из самых кассовых корейских фильмов не только в Южной Корее, но и в Малайзии, Гонконге и Сингапуре. Совпадение это или «Поезд в Пусан» действительно привлёк такое внимание, но с 2016 года интерес к корейской культуре вырос.

 

 

Стоит отметить, что не только кинематограф помог Южной Корее пробиться на мировую арену. Немало сделала и поп-индустрия. Хотя одно без другого и не существует. В далёком 2002 году о том, что в Южной Корее существует своя поп-музыка и свой стиль её «оформления» знали только сами корейцы и, может быть, несколько десятков тысяч зарубежных фанатов по всему миру. Так продолжалось до 2012 года, в котором появились такие группы, как B.A.P., VIXX, Cross Gene, 24K, EXID, Girls’ Generation, AOA, EXO и многие другие группы. Но перечислены сейчас лишь те, что «выжили» в беспощадной борьбе за первенство и выбили себе место в сердцах поклонников. Ежегодно многочисленные корейские компании, которые прозвали «фабриками», создавали от 40 до 60 поп-групп. Из них выходили в лидеры от 3 до 6 групп. Со временем их пыл поубавился и они бросили все свои финансовые и моральные силы на развитие того, что у них уже было создано.

 

 

Из всего списка группа EXO насчитывала уже на тот момент самое большое количество фанатов. Популярность росла с каждым камбэком («возвращение» группы с новым альбомом), и вот отметка уже у 800 тысяч. А к 2015-16 годам их фан-клуб насчитывал более 3 миллионов человек. С популярностью группы рос и интерес к корейской культуре. Хотя артисты всё же не очень охотно выезжали на гастроли на Запад, в Америку или, тем более, в Россию (корейские артисты, кстати, действительно боялись, что у нас по улицам медведи ходят). С ними сняли дораму «По соседству с EXO», что лишь поспособствовало их популярности.

 

 

В 2013 году появилась группа, ставшая одной из самых популярных за всю историю корейской поп-индустрии, — Bangtan Boys (BTS). Туры, фан-встречи, новые альбомы, толпы фанатов — мир с ума сошёл. Причём в прямом смысле: когда поп-группа была в Мадриде, на них напали фанатки, порвали на них одежду и разогнали по всему городу. Одного из участников команды потом долго не могли найти.

 

 

Но не только BTS привлекает к себе внимание общественности. Первая леди США очень заинтересована в общении с одним айдолом (так называют артистов в Южной Корее) — Чхве Мин Хо. Он был официально приглашённой звездой на встрече Мелании Трамп с корейскими школьниками. Он отвечает за рэп-партии в группе SHINee и является её бессменным участником. Сама группа существует уже 10 лет и её популярность ничуть не становится меньше. Их называют «ветеранами сцены», как и группу Shinhwa, которая продолжает радовать своих поклонников уже 20 лет. Обе команды успешно пережили период «смены стиля» на корейской поп-сцене.

Основной причиной, по которой корейская поп-индустрия приобрела такую широкую популярность, являются танцы. Группы не просто поют на сцене, они полноценно выступают. У каждого из них свой хореограф. Перед тем, как группа начинает официально выступать, компания, которая им покровительствует, тщательно отбирает людей, которые на протяжении долгого времени тренируют свои танцевальные навыки.

По всему миру существуют так называемые кавер-команды, которые стараются повторить хореографию своих любимых групп. В России существует Всероссийский кавер-дэнс фестиваль, победа на котором сулит тебе хорошую танцевальную карьеру и сотрудничество с корейскими лейблами (компаниями).

Музыкальный канал BridgeTV также уловил популярность корейской поп-индустрии. В 2015 году в программе канала появился час, который полностью посвящался показу корейских клипов. Со временем час превратился в 20 минут, но от этого количество просмотров канала не уменьшилось.

Конечно, поп-индустрия сделала для популярности страны намного больше. Но Южная Корея и без того всегда была открыта для любопытных. Просто, как и любой стране, ей нужно чем-то выделяться. И ей есть, чем.