Готика − само слово загадочное и мрачноватое. Так и видятся страшный горбун между шпилями и черные тени от зловещих химер собора Нотр-Дам де Пари. Однако мрачность и тяжеловесность, символизирующая темное средневековье, больше присуща романским соборам и замкам. Кружевная готика – это, скорее, нечто возвышенное и романтичное, как песнь влюбленного трубадура.
Как же все началось?
Строители научились распределять нагрузку на множество точек опоры, как бы разделяя вес. Поэтому отпала необходимость в монолитных толстых стенах, стало возможным делать большие окна. Со временем промежутки между окнами становились все меньше, их стали разделять совсем узкими кружевными перегородками. Каркас здания, поддерживающий крышу, теперь не был похож на глухую коробку, он более смахивал на скелет.
Была изобретена еще одна опорная конструкция, подпирающая сооружение извне – аркбутан. Эта «инновация», характерная именно для готики, похожа на растопыренные клешни краба. Другое изобретение, широко применяемое в готическом строительстве, – стрельчатые проемы. В плане нагрузки они были более совершенны и смотрелись эффектнее, словно стрелки, указывающие вверх. И вообще, вся конструкция собора была устремлена ввысь, к божественному небу. Теперь храмы стали строить огромными, высокими. Попадая внутрь, верующий ощущал благоговейный трепет. Если ранее, в романском храме, вам могло казаться, что вы идете по мрачному подземелью, то в храме готическом вы могли бы представить, что бредете по волшебному лесу.
Новые конструктивные особенности полностью отвечали духовным потребностям того времени. Роль церкви к XII−XIII веку возросла необычайно! Отправив воинственные армии на Восток, снаряжая один Крестовый поход за другим, отцы церкви воцарились в Западной Европе; теперь они были сильнее мирских королей! Нужны были новые храмы, похожие на небесные чертоги, а не на мрачные крепости. Это были настоящие Дворцы Господа! Именно их и стали строить по всей Европе.
Франция и тогда была законодательницей моды, во всяком случае, моды архитектурной. В Средние века она являлась самым мощным государством Европы. И романских церквей во Франции понастроили больше, чем во всех остальных странах вместе взятых, то же самое случилось и с готическими соборами. Первый из них возвели в аббатстве Сен-Дени возле Парижа. Инициатором постройки был всемогущий бенедиктинский аббат Сугерий (Суджер). Строительство начали в 1137 году, а завершили в 1144 – внушительная скорость, учитывая размеры постройки! Главным строителем был некий Гийом из Санса. Храм имел довольно крупные размеры. Со временем грандиозное сооружение стало самым популярным собором Франции. Французские короли, не будь дураками, живенько облюбовали его под усыпальницу и стали хоронить там своих родственничков. Всех до последнего там и схоронили!
Во Франции соборы нового типа стали расти, как грибы после дождя. Это было время относительного спокойствия и процветания – ни тебе чумы, ни голода, ни войны. Один тучный урожай следовал за другим, деньги в церковную казну сыпались водопадом. За 50 лет на территории одной только Франции возвели более 20 больших соборов.
Строили такие храмы в течение почти 300 лет, а потом опять начались войны и разрухи, готика захирела и обмельчала, а потом и вовсе выродилась. К слову, во Франции этапы ее развития назывались «стрельчатая готика», «лучистая» и «пламенеющая» − по форме декора. Одно время был моден своеобразный орнамент, который называют «рыбий пузырь».
Не отставала и другая Европа. Чуть запоздала Германия. Немцам тоже пришелся по вкусу новый стиль. Сейчас немецкие историки архитектуры утверждают, что устремленные ввысь шпили и башни – архитектурное эхо мистических лесов, которыми густо поросла Германия, и что готика – сама душа Фатерлянда.
Тем не менее с качественным камнем у немцев было негусто, и хитрые белокурые бестии стали возводить соборы из кирпича. Строили и из камня, если удавалось его насобирать. Имперский размах не давал им покоя давно, второе после французов место их не устраивало, и они решили поразить мир гигантоманией. Первым по высоте среди готических соборов стал Ульмский – 161,5 м, вторым – Кёльнский (157 м). Третьим идет Руанский собор во Франции (151 м), а четвертое место опять у немца – Гамбургский (147 м).
Англичане были не менее плодотворнее французов: за время существования стиля в Британии было построено около 10 000 церквей и соборов. В Англии готика была своеобразной. Во-первых, англичане не любили закругленные или «граненые» апсиды, у них они встречаются довольно редко. Зато они с лихвой компенсировали эту конструктивную упрощенность другими архитектурными излишествами: их соборы изобилуют нагромождениями объемов, сложностью оформления, многочисленностью деталей декора.
Во-вторых, при всей изощренности и загроможденности английские строители недалеко ушли от романских предшественников: они не особенно игрались в «каркасные игры», продолжая возводить тяжелые толстые стены. Не отказались они и от обходных галерей-клуатров, которых во французских готических соборах практически не встретишь. Ну, консервативный народ англичане, что с них возьмешь?
Зодчие не «закидывались» конструктивными изысками, зато во всю отрывались на украшательстве. Это объясняется тем, что в Англии подобные соборы строились обычно за городской чертой, в загородных монастырях, на фоне живописных пейзажей; у строителей так и чесались руки не просто «вписать» свое творение в пасторальную картинку, но и приукрасить ее. Получалось, к слову, довольно эффектно!
У английской готики было множество направлений: «ланцетовидная» готика, «украшенная» (делится на «геометрическую» и «криволинейную»), «перпендикулярная». Есть такое условное понятие, как «тюдоровская готика» − поздняя британская готика. А еще готику (всякую) принято разделять на раннюю, высокую и позднюю.
Следующая наша статья о готической архитектуре более подробно осветит конструктивные особенности стиля. Мы с вами изучим азбуку готики. Спасибо! И не переключайте канал. :)