«Здание вокзала настолько прекрасно, что ассоциируется с музеем изящных искусств», — сказал художник Эдуард Детайль в 1900 году, когда строительство станции Орсэ (Gare d'Orsay) в Париже было закончено. Спустя 86 лет давно заброшенную и бесхозную постройку превратили в музей до того прекрасный и уникальный, что он тут же завоевал сердца парижан и гостей со всего мира. Слова Детайля оказались пророческими и перестали быть просто лестным сравнением.

Каждый год несколько миллионов человек посещают музей д’Орсэ (Musée d'Orsay), украшающий левый берег Сены. Но большинство посетителей даже не догадываются, что несколько раз это прекрасное здание оказывалось под угрозой уничтожения. Под величественным стеклянным куполом помимо лучших работ европейских импрессионистов и постимпрессионистов хранится весьма нетривиальная история.

 

 

Все началось в 1900 году, когда Париж принимал пятую международную выставку. В преддверии этого события архитектору Викто́ру Лалу́ (Victor Laloux) было поручено проектирование нового вокзала для обслуживания юго-западного направления, чтобы гостям выставки быстрее и удобнее добираться до ее главных площадок. Он должен был располагаться на левом берегу Сены, прямо напротив Лувра, и гармонировать с окружавшими его зданиями.

Три сотни рабочих трудились непрерывно днем, и восемьдесят - ночью, чтобы закончить строительство станции в срок. Двенадцать тонн металлических конструкций требовалось замаскировать фасадом, который бы позволял новому зданию удачно вписаться в помпезный облик левого берега Сены. Строительство было завершено за два года, и к началу международной выставки Париж мог похвалиться новой железнодорожной станцией, не просто располагавшейся в самом сердце города, но и внешне ничуть не уступавшей окружающим ее зданиям.

Выполненный в стиле боз-ар (фр. beaux-arts, буквально «изящные искусства»), Орсэ представлял собой невероятной красоты архитектурное творение, сочетавшее в себе элементы итальянского ренессанса и французского барокко.

 

Внутренняя отделка Орсэ поражала роскошью и не шла ни в какое сравнение с интерьерами других станций Франции. Своими барельефами, лепниной и росписью здание совсем не напоминало об индустриальных задачах постройки. Более того, своим предшественникам новый вокзал давал фору и в плане технического оснащения. Орсэ стал первым электрифицированным вокзалом, что позволило архитектору Виктору Лалу дать волю своим творческим фантазиям, которые раньше были невыполнимы. Орсэ снабдили лифтами, рампами и подъемниками для удобства пассажиров, следующих с багажом. В нем имелись ресторан (работающий и сейчас) и собственный отель на 400 мест.

Но инженеры не учли стремительного развития железнодорожного транспорта. Вскоре длина новых электрических составов стала превышать длину платформ, и с 1939 года Орсэ мог обслуживать уже только пригородные поезда. Но вокзал все равно широко использовался, правда, уже в других целях. Во время Второй мировой здесь располагался почтовый центр и пересыльный пункт для военнопленных и депортированных лиц.

 

 

В 1958 году в отеле при вокзале Шарль де Голль объявил о своем возвращении в политику, а в 1960 году Орсон Уэллс и Бернардо Бертолуччи использовали его в качестве декораций для своих фильмов.

Когда от здания осталась практически одна «ракушка», от желающих поместить на ее месте что-то еще не было отбоя. В конце концов, было решено отдать землю под строительство модернового отеля, который напоминал коробку с множеством окошек. Определенно, в то время людям хотелось скорее строить, чем реконструировать.

 

 

Но по счастливой и своевременной случайности кто-то из Министерства культуры настоял на присвоении зданию вокзала статуса памятника архитектуры, и его удалось сохранить. Так Орсэ получил счастливую отсрочку.
 


Д’Орсэ: от вокзала к музею. Часть 2