В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей Москва представляет ретроспективную выставку легендарного французского режиссера, фотографа и художника Аньес Варда.

«Я надеялась, что не доживу до 45. Думала, что романтично умереть молодой». Аньес Варда ушла из жизни 29 марта 2019 года в возрасте 90 лет.

«Бабушка „новой волны“», как нежно называли ее французы, изменила наше представление о документальном кино. Она позировала для обложек модных журналов, танцевала с Анджелиной Джоли в момент присуждения ей почетного «Оскара» за выдающиеся заслуги, боролась с раком, до последнего много работала, оставаясь любопытной и открытой для новых идей, а главное — была великим гуманистом.

 

 

Специально для Artifex дочь Аньес Варда – Розали Варда провела экскурсию по выставке «Три жизни Аньес Варда».

 
Artifex: В чем заключается смысл этой выставки? Какая у нее история?

Идея выставки принадлежала Ольге Свибловой. Она давно была знакома с Аньес. И достаточно давно витал в воздухе замысел большой ретроспективы. Наконец, удалось договориться о данной выставке и показать работы Аньес Варда, начиная с 50-х годов, включая ее фотографии и другие произведения, которые отмечают разные этапы ее творчества, разные путешествия.

 

 

В 50-е годы Аньес Варда приглашалась в разные страны. Например, в Китай и Кубу, откуда она привезла фотографии, которые показывают ее личный взгляд на эти страны. Эти работы практически не экспонировались. Она их никогда не показывала и не продавала в прессу. Аньес стала заниматься кино, а эти фотографии так и остались лежать в коробках в ее архиве. На фотографиях из Кубы видно, как Аньес в те годы волновала тема женщин. И крупные фотографы, как Раймон Депардон и Роберт Капа, тоже ездили в эти страны. Конечно, взгляд Аньес отличается от мужского.

 

 

Это медицинский центр планирования семьи в Китае. Проблема Китая в том, что там слишком много детей. И однажды была проведена реформа, предписывающая семьям иметь только одного ребенка. Тогда организовали такие центры, обучающие контрацепции. Я не уверена, что фотограф-мужчина был бы настолько заинтересован этим сюжетом.

Мы выбрали для выставки разные фотографии совершенно разных сюжетов.

 

Это три автопортрета. Три разных ее периода. И три совершенно разных ее подхода. Первый снимок – изучение фотографии. Аньес сделала это произведение, когда она занималась только фотографией и изучала ее. Это мозаика, вдохновленная Византией. На второй фотографии уже прослеживает фотографический опыт Аньес. К этому времени она сняла несколько фильмов. На фото небольшой фрагмент огромной картины. А третий – смесь предыдущих опытов, пластическое воплощение опыта в кино, в фотографии и в чем-то другом. Это фрагментарный портрет, который, возможно, символизирует разные жизни Аньес Варда, тему старения. Ее интересовало сочетание различного. Она работала 70 лет. Именно поэтому мы назвали выставку «Три жизни Аньес Варда», ведь это название и символизирует три этапа развития ее творчества.

 

 

Это работы с ее первой выставки в 1954 году. Она сама сделала и проявила эти снимки. Уже здесь можно проследить ее кинематографический стиль, который она потом будет использовать. Здесь проявляется тема картофеля из фильма «Собиратели и собирательницы». Советую посмотреть как минимум два фильма Аньес Варда – «Собиратели и собирательницы» и «Бродяга».

 

В одной секунде фильма есть 24 кадра. И вот здесь были выхвачены кадры из фильма. Работа с кадрами вдохновила Аньес на создание макетов из тонкой кинопленки восьмого формата. Для каждого своего фильма Аньес создавала палатку или шалаш. Шалаши были отсылкой в детство, попыткой туда вернуться. Аньес хотела вдохнуть новую жизнь в старые вещи.

 

 

Это фотографии 1968 года. В то время Аньес жила в США. Это был особый период всплеска либерализма, свободы, любви и мира. Эта культура активно распространялась. Мы видим здесь и концерты, и наркоманов под героином в Окленде, и манифестации против войны во Вьетнаме. Эти работы показывают, насколько Аньес была открыта и любознательна по отношению к миру и людям.

 

 

Artifex: Что должен понять зритель, посетивший эту выставку?

Во-первых, это большой фотографический пласт творчества Аньес Варда, который, конечно связан с ее кинопрактикой, но куда меньше известен публике. Эти фотографии впервые показаны в России. Надеюсь, что русскому зрителю будет интересно. Хочется, чтобы русская публика посмотрела на фотографии, которые относятся к другим эпохам, но при этом по-прежнему сохраняют некую современность.
 


Три жизни Аньес Варда в Мультимедиа Арт Музее
12 апреля 2019 — 26 мая 2019
Стратегический партнер музея: ПИК
При поддержке: Посольство Франции в РФ, Французский институт