На днях, 18 мая, в Центре художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге открылась выставка «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве». Мария Максимова побывала на открытии, а сейчас делится с Artifex увиденным.

Образ перевязанной, забинтованной фигуры всегда обладал сакральным значением, причем не только в изобразительном искусстве. Михаил Шемякин представляет 600 изображений из своего «Воображаемого музея», наглядно показывая как историю явления «забинтованности» в религии и в жизни и различные течения этой темы в изобразительном искусстве. Современные художники подали заявки для участия в выставке. Михаил Шемякин совместно с жюри Центра выбрали 13 проектов, которые будут показаны в рамках выставки в виде кураторских проектов, по несколько недель каждый. Скажем так, перевязывает прошлое искусство с настоящим.

Михаил Шемякин:

«Тема забинтованной фигуры меня интересует давно. Она начинается с мумий Древнего Египта, продолжается в "Воскрешении Лазаря" в русской иконе и изначально была связана с ритуалами. В современном мире это может быть результатом болезни художника или художественным приемом, как у Христо, который упаковал Рейхштаг. Также работы, отобранные в результате конкурса, где художники, используя различные художественные приемы, будят в нас самые древние чувства — воспоминания о болезнях и ограничении свободы, надежды на выздоровление, боязнь трансцендентного и страх смерти. Посетители экспозиции вместе с творцами разных эпох смогут смело посмотреть своим страхам в лицо»

 

 

Переживи всех.
Переживи вновь,
словно они – снег,
пляшущий снег снов.
Переживи углы.
Переживи углом.
Перевяжи узлы
между добром и злом.
Но переживи миг.
И переживи век.
Переживи крик.
Переживи смех.

Переживи стих.

Переживи всех.
... Иосиф Бродский «Сонет»

 

Алена Коган и Вадим Гололобов, проект «Срединная поверхность»

Художники о своей работе:

Забинтованная фигура – это объект. На объекте есть какой-то разделительный слой, пространственный, снаружи и внутри. Нам захотелось исследовать, что происходит между теми слоями , которые примыкают к одной части пространства и к другой . Это внутренность оболочки. Энергия, которая идёт сверху и энергия, которая идёт снизу. Как земля и небо. А мы находимся внутри. В этом промежуточном пространстве, в котором могут идти какие-то энергетические пробои, торнадо в центре, световые вихри, звук, который закрыт между двумя пространственными структурами. Для нас это важная попытка художественно исследовать вопрос о нахождении в «пространстве между».

 

Олег Ильдюков, проект «Фантомные боли»

Художник о своей работе:

Я отталкивался от медицинского термина. Когда болит то, что ты потерял. Отняли ногу, а она продолжает болеть. Но я перешёл из медицинской области в психологическую и социальную. Я исследую человеческие отношения и такие понятия, как свобода, независимость, инакомыслие. И люди, которые привержены этому, испытывают некую боль. Я назвал это «фантомные боли». Например, картина «Совершенство» – это работа с девушкой, которая стремится к совершенству с помощью пластики лица. Удастся ей это или нет, неизвестно, но мысль об этом у неё в голове постоянна. Еще одна работа «Аккорд» помимо того, что это физическое увечье, символизирует, что человек во время жизни теряет близких, друзей. И жизненный аккорд, который у него был в своё время, полнота невосполнима. И постоянно болит.

 

Валентин Коржов, проект «Последний Иов»

Художник о своей работе:

Среда, мир отпечатываются, и этот отпечаток создаёт определённые переживания. Некоторые из них конвертируются в образы. Ветхозаветная книга Иова – текст, к которому я часто обращаюсь. Один из центральных моментов – диалог Иова с супругой. Где он говорит о том, что «Он ранит нас, Он же и обвязывает раны наши». Ведь это, по сути, момент оправдания Бога. Кого любят, те испытание и проходят. Не то, чтобы я исследователь Библии или Ветхого завета, но этот диалог жил во мне. И однажды оформился во мне как размышление. В данном случае - обрёл конкретную форму. Сначала я сделал форму, потом видео, а дальше пошло и поехало. Потом я подумал создать сюжет, затем обратился к фотографиям. Сам проект я делаю с 2014 года. За это время появилось порядка 15 объектов. И это все с одной строчки, с одного диалога ветхозаветного, с одного интереса.

 

Каждый посетитель сам может попробовать ответить на вопрос: «О чем же это?». Попытка художника истребить образ? Или зародить новую форму под коконом бинтов и верёвок?

 

Выставка даёт возможность отключить категорию «нравится/не нравится», и позволяет, прежде всего, как аналитикам ознакомиться с колоссальной подборкой произведений на заданную тему.

Выставка «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве» продлится до 7 октября в Центре Михаила Шемякина.

 


Ассистент: Арслан Умурзаков