Может ли обычный человек стать гением? Может ли человек, не обладающий выдающимися способностями, остаться в истории как непревзойденный деятель искусства? Адольф Вёльфли (Adolf Wölfli, 1864 – 1930) смог. Его изучают, его анализируют, им восхищаются – а ведь он был неграмотным батраком, до 35 лет не проявлявшим никаких признаков гениальности. Но вот после…

Адольф Вёльфли родился в бедной семье, и с детства его сопровождали насилие, нищета и безысходность. А как иначе, если мать работала посудомойкой, а отец – каменотесом и, кроме того, злоупотреблял алкоголем? Насилие было неотъемлемой частью жизни Адольфа с ранних лет.

Даже когда отец ушел из семьи, легче не стало. Маленького Адольфа в десять лет разлучили с матерью, и отныне он вынужден был работать за еду и жилье. Атмосфера в сиротских приютах, по которым скитался Вёльфли, не способствовала душевному здоровью. Каторжный труд, новые унижения, голод, озлобленность на всех и вся. О счастливой жизни можно и не мечтать.

Вёльфли вырос, отслужил в армии, но жуткое прошлое невозможно было вытравить из души. Любви тоже не нашлось места в его одинокой жизни. Забитый молодой человек, третируемый всеми с детства, не нравился девушкам. Винсент Ван Гог, другой великий сумасшедший, посещал публичные дома, а Вёльфли не мог себе позволить и этого. Отсутствие близости и травмы детства принесли страшные плоды. Вёльфли домогался к детям. Его арестовали, два года будущий гений провел в тюрьме – и вновь насилие, голод, злоба и отчаяние. Но он ничему не научился! Вёльфли снова обвиняют в домогательствах, и снова лишают свободы. На сей раз местом заключения становится психбольница, в ней же должны были вынести вердикт, болен ли Адольф Вёльфли или все-таки здоров. Болен. Шизофрения.

Адольф Вёльфли не вышел из психбольницы как Ван Гог. Ему суждено было провести там всю оставшуюся жизнь. Нельзя пойти куда хочешь, есть что захочешь, общаться с кем захочется. Свободы нет и не будет. Он не принадлежит самому себе. Это настоящее дно жизни. Дальше – только конец…

И начало новой жизни.

Неожиданно Вёльфли захотел рисовать. Никто не знает, как он получил свои первые карандаш и бумагу, но их оказалось мало. Нужно было еще. Вёльфли выдали новую бумагу и карандаш. Еще. Новые принадлежности для рисования. Еще. И снова нужны.

Еще молодым врачом Вальтер Моргенталер пришел в больницу лечить душевнобольных — тех, кого можно было вылечить. Он воочию наблюдал становление Адольфа Вёльфли как художника, писателя, композитора, и знал его лучше всех. Моргенталер понимал, с каким феноменом имеет дело. Спустя 8 лет Моргенталер перешел в другое место, и ему просто необходимо было поделиться накопленным опытом с другими.

Так появилась монография «Душевнобольной как художник», полностью посвященная удивительному гению, самородку Адольфу Вёльфли, взращенному болью и открывшему в себе Творца. Монографию заметили сюрреалисты, и некогда неграмотный батрак стал широко известен, пусть и в узких кругах. Слава художника покинула стены больницы. Сам же Вёльфли умер, так и не выйдя за ее пределы.

 

 

Святой Адольф II (одно из множества имен, которые Вёльфли дал сам себе) оставил после себя колоссальное наследие. В него входят не только 30 тысяч рисунков, но и литературные труды объемом около 25 тысяч листов. Прочесть все рукописи целиком не по силам простому смертному. Перевод в печатный формат, начатый сорок лет назад, до сих пор не завершен. Литература Вёльфли – это вымысел, подчиняющий себе реальность. Она включает в себя автобиографию, где Вёльфли путешествует по Земле и космосу вместе с реальными и вымышленными персонажами, новую концепцию устройства страны и всего мира, детальную и монструозную, а также стихотворения, разнообразные истории, анекдоты, молитвы и все, что только хотел записать Святой Адольф II.

Открыв в себе множество талантов, Вёльфли успел проявить себя и как композитор. Танцы, вальсы, польки, мазурки... Композиции «неграмотного батрака» исполняются, хоть музыканты и отмечают, что это непросто. Стихи Вёльфли положены на музыку, существует даже опера, названная его именем. Много ли обывателей удостаивается такой чести? Фонд Адольфа Вёльфли распоряжается творческим наследием художника, и работы у них до сих пор очень много.

Музыка Вёльфли – воплощение шизофрении. Мелодия не развивается, но мутирует, один мотив превращается в совершенно другой, и после прослушивания остается необычное послевкусие. Сама композиция примитивна – но сколько детской радости в ней! Кажется, будто автором был ребенок, только умудренный опытом, с необычным мышлением и знакомый с музыкальной грамотой. До сих пор неизвестно, как он ее освоил.

Что же цепляет в произведениях Святого Адольфа II? Что касается графики – это психотичность воображаемого мира, полного тепла, оптимизма и жизнелюбия. Фантасмагорические образы, детский рисунок, абстракции, декоративность, текст и ноты являются единым целым. Не сюрреализм, но психотический реализм. Вдохновение Вёльфли черпал из журналов и книг, которые можно было найти в библиотеке психбольницы. Невероятное количество деталей, оригинальные цветовые решения, простые, но приятные формы создают подлинное пиршество для глаз. Поразительно, если учесть, что все это создал человек без художественного образования.

 

 

Четыре фигуры в экзотических одеждах образуют крест и подчинены геометрическому рисунку произведения, но можно принять их за оригинальную абстракцию. Обе версии истинны. Вокруг декоративные узоры и головы монархов, сидящих на тронах. Лица есть и на халатах фигур. Объяснять картину с рациональных позиций, как и все остальные рисунки, бессмысленно – все сведется к обсуждению психоза Вёльфли. Но можно точно сказать, что этот рисунок, как и другие его работы – торжество иррационального. Той части, что управляется логикой у здоровых людей и бьет фонтаном у душевнобольных в психозе, без лекарств.

 

 

Два агнца Божиих играют перед монархом. Монарх удивлен и задумчив. Его лик, изображенный простейшим образом, украшает рамку вокруг нарисованного сюжета, а вокруг нее – простые, декоративные абстракции. Не без доли иронии душевнобольной Вёльфли обозначил дату создания рисунка на мантии монарха – так он утвердил свою, Святого Адольфа II, власть над ним. Детская техника, но большая сила.

 

 

Рисунок излучает тепло и жизнелюбие. Волны нот и символов опоясывают все. Ангелы, часы, здание психбольницы, фрукты, нечто, напоминающее глаза – все это примыкает к волнам и образует стройный, гармоничный уголок вселенной Вёльфли.

Взгляд приковывают бежево-зеленые волны, испещренные символикой, при беглом взгляде похожей на узор. Бежевый цвет образует дешевая бумага, на которой обычно рисовал великий художник. Трудно разобрать ноты в мозаике символов, но знающий человек сумеет прочесть музыкальную композицию. Текст написан простым острым почерком и придает рисунку грубое очарование. Пропись и нотные знаки не просто служат дополнением к рисунку, но являются его неотъемлемой частью. Графика выходит за пределы изобразительного искусства и становится мультимедийным произведением. Невероятное решение!

Во вселенной Адольфа Вёльфли лучше, чем в нашем мире. Там нет насилия, жестокости и отчаяния, горя и зла, нет болезней общества, которые липнут к человеческой душе и уродуют ее. Там хорошо.