Сальвадор Дали привлекал внимание публики, гуляя по улицам Парижа с муравьедом на золотом поводке. Примерно в то же время Энди Уорхол устраивал безудержные вечеринки с морем алкоголя и наркотиков на своей «Фабрике». А всего несколькими годами ранее в США гремела слава Анны Марии Мозес (Anna Mary Moses), которая никогда не пыталась эпатировать публику, тихо жила на ферме и рисовала милые картинки для друзей и родственников.
За 25 лет творчества она создала 1600 картин, попала на обложку журнала Time, выпустила автобиографию, выставлялась в Европе и Японии, получила премию Национального Американского женского пресс-клуба из рук президента Гарри Трумэна. В её честь назвали кратер на Венере, а фильм о ней номинировали на Оскар. Все это при том что рисовать Анна Мария Мозес начала лишь в 76 лет.
В чем же секрет бабушки Мозес? Она шутила, что если бы не начала рисовать, то разводила бы цыплят, ведь бабушка никогда не стремилась стать художницей, а лишь искала, чем бы занять себя на пенсии.
Будущая художница родилась в 1860 году в бедной фермерской семье. В юности служила в богатых домах, потом вышла замуж за Томаса Мозеса и вместе с ним работала на фермах по найму, воспитывала пятерых детей. Когда Анне Марии было 45 лет, им с мужем удалось купить собственную ферму. Супруги продолжали упорно трудиться до самой старости. После смерти мужа в 1927 году бабушка Мозес решила отойти от дел и передать управление фермой в руки младшего сына.
Анна Мария тяжело переживала смерть мужа, и если раньше отвлечься от печальных мыслей ей всегда помогала работа, то теперь она не знала, как распорядиться свободным временем и стала впадать в уныние. Дочь предложила ей начать вышивать. Бабушке это занятие понравилось, но вскоре у нее стали сильно болеть руки и новое хобби пришлось оставить. Тогда сестра предложила ей другой вариант: «Ты знаешь, как рисовать картины нитками, почему бы не попробовать делать это красками?». Так бабушка Мозес взялась за кисть.
В своих интервью художница вспоминала, что в детстве рисовала вместе с братьями и любила использовать вместо красок ягодный сок, но во взрослой жизни тяжелая физическая работа на ферме и хлопоты по дому просто не оставляли на творчество ни времени, ни сил.
Бабушка дарила свои работы родственникам и друзьям, выставляла их на местных ярмарках. Картины многим нравились, но на ярмарках призов не выигрывали, зато выигрывали ее соленья и джемы, которые были известны на всю округу.
Кстати, именно знаменитые джемы бабушки Мозес в сочетании с добротой и искренностью художницы покорят сердца посетителей выставки, организованной универмагом Gimbels в 1940 году, с которой и началась популярность художницы.
А пока она просто продолжает рисовать картинки сельской жизни из своих детских воспоминаний: сцены празднования Рождества в кругу семьи, односельчан за приготовлением кленового сиропа, женщин, которые шьют лоскутное одеяло, сидя за большим столом, как часто делали во времена молодости бабушки Мозес.
Однажды посетительница местной ярмарки предложила бабушке выставить картины в аптеке, принадлежащей ее мужу. Там картины бабушки Мозес увидел коллекционер Луис Кальдор (Louis J. Caldor). Он скупил картины художницы и пообещал сделать ее знаменитой.
Кальдор начал предлагать картины дилерам, но те не спешили вкладываться в раскрутку новой художницы, опасаясь, что предприятие не окупится из-за преклонного возраста бабушки Мозес.
После долгих поисков Луис Кольдер все-таки нашел галериста, который согласился организовать пробную выставку бабушки Мозес под названием «Что рисует жена фермера». За ней последовала выставка в универмаге и череда других выставок в США и за ее пределами. Люди устали от Холодной войны и нашли отдушину в наивном искусстве с простыми сюжетами. Удивительная история превращения 80-летней бабушки Мозес из простой жены фермера в знаменитую художницу привлекала публику не меньше, чем ее картины. Бабушка стала настоящим символом. Ее картины хотели видеть на тарелках, тканях и почтовых марках. Компания Hallmark выпустила коллекцию рождественских открыток с сюжетами ее картин.
За пределами США работы бабушки Мозес даже служили своеобразным элементом пропаганды. Художница была одной из главных участниц передвижных выставок, которые американская информационная служба устраивала за границей, демонстрируя уставшим от войны европейцам картины мирной сельской жизни своей страны.
Бабушку Мозес не сильно интересовали деньги и слава. Ей просто нравилось рисовать и радовать людей своими картинами. Ее работы возвращают нас в простое время, когда люди много трудились и любили проводить время вместе. Этой атмосферой бабушка Мозес щедро делилась со своими зрителями, вселяя в них оптимизм и веру в лучшее.