Восток – дело тонкое, а китайское искусство для европейского человека и вовсе – китайская (простите за тавтологию) грамота. Китайцы – народ особенный, высококультурный и любящий изысканный символизм. И как «западному варвару» разобраться во всех этих намеках, полутонах и отсылках к истории?

Тем не менее современное китайское искусство сейчас необычайно популярно во всем мире, то ли из-за своей загадочности, то ли из-за провокационности, то ли это просто дань моде. Одним из «громких» в китайском искусстве считается имя Ван Гуанъи (Wang Guangyi, 王广义). О нём сегодня и пойдёт речь.

Чем знаменит Ван Гуанъи? Политическими плакатами. В своем творчестве этот художник переосмысливает культ личности разных исторических персонажей: от Иисуса до Мао. Поставить в один ряд Бога христиан и жестокого диктатора – это может сильно задеть чувства верующих людей. Но поверьте – мы не имели в виду ничего дурного – только искусство и ничего кроме искусства.

 

 

Кстати, о Мао. Эта работа принесла Ван Гуанъи мировую славу, и до сих пор является его «визитной карточкой». В 1988-м году он создал тройной портрет китайского вождя в чёрной сетке – это шокировало мир. Затем художник выпустил одинарную версию лика Председателя, но уже за красной сеткой. При чём здесь сетка? Аналог тюремной решётки? Нет.

Оказывается, что во время Культурной революции, которая проходила в 1966—1976 годах под руководством Мао Цзедуна и нанесла, как ни парадоксально, огромный вред самой культуре и образованию, портреты Мао переносились с маленьких иконок на огромные плакаты с помощью масштабной сетки. Эту бумагу, расчерченную на квадратики, традиционно в Китае используют для практики искусства каллиграфии. Ну, или для обожествления Мао. Конечно, в то время сетку убирали после того, как она выполняла свое предназначение, но Ван Гуанъи нарочно оставил её на своих работах. Не только оставил, но и гиперболизировал, заставляя зрителей задуматься. Художник говорит, что таким образом он хотел сделать из Бога-Мао Человека-Мао, повторить тот же процесс, но в обратном направлении.

Сильно, не правда ли? Интересно так же, что это было не «плевком в лицо» Председателю, а акт глубокого уважения.

«Каждый должен во что-то верить. Мао и был моей верой. Для меня Мао - как Христос для христиан. Христос не может быть подвергнут сомнению; и в Мао тоже должны были верить», - прокомментировал художник свой выбор.

 

 

Ещё одной провокационной работой в стиле плаката стала картина, посвященная банке Coca-Cola. Серия этих работ называется «Великая критика». Смысл в том, что в 90-е годы западная культура, которую олицетворяет красно-белая банка, ворвалась в восточное пространство, неся с собой новые принципы и моральные устои. Полотно Гуанъи выполнено в саркастичной манере революционного плаката, в котором люди борются под лозунгом порабощающей банки газировки.

Кстати, к образу зла в алюминиевой форме 0,33 прибегали и другие известные китайские артисты: Ай Вэйвэй и Ван Цинсун. Свою серию работ «Великая критика» Гуаньи начал делать в 1990-м году, а закончил только в 2007-м. Интересно, что международный успех заставил его свернуть бурную деятельность. Почему? Потому что коммерциализация ставила под угрозу самый смысл этих работ.

 

Хотелось бы дать немного личной информации о художнике, чтобы вы представляли, кем был человек, создавший все эти произведения искусства.

Ван Гуанъи родился в семье обычного железнодорожного работника в 1957-м году на северо-востоке Китая. В ранние годы он пытался рисовать тушью на стекле. А затем, когда мальчик учился в начальной школе, в стране начался культ Мао. И маленький Ван уже тогда стал копировать красками голову вождя, потому что тот был его кумиром.

«В детстве я рос под солнцем Мао», − скажет он гораздо позднее.

Итак, уже с юных лет он любил делать революционные плакаты, а затем учился в Академии искусств КНР, где и начал просвещаться западным искусством. В то время в Китай как раз хлынул поток иностранной литературы, и прогрессивные студенты взахлеб читали Ницше, Канта и Гегеля. После учебы Гуанъи вернулся в свой родной город, чтобы создать там свою арт-группу.

 

 

Сейчас его работы называют «политической попсой». На данный момент в Китае Гуанъи считается очень богатым человеком, за что его часто ругают. У него есть дорогая квартира, роскошная машина и три стильных студии. Таких художников в Китае именуют bopu даси или «поп-мастер». Многие критики говорят, что он стал зависеть от рынка, живет за счет ремейков собственных популярных работ и потерял творческую изобретательность. В Китае Вана сравнивают с рок-звездой: длинные стильные волосы, неряшливая модная борода, кожаная куртка и неизменная сигарета в зубах. Кстати, частенько, поджигая очередную сигарету, Ван говорит: «Сегодня нет большого идола в китайской культуре», - намекая всё на того же великого Мао.