Во время войны на поле боя оказываются не только солдаты. Наряду с ними рискуют жизнью медицинские работники, а также военные корреспонденты. Во второй половине XIX века такой профессии не было, эту роль выполняли художники-баталисты. Благодаря их полотнам мы можем узнать много подробностей о том, как происходили сражения в далеком прошлом. Одним из таких летописцев войны был Василий Васильевич Верещагин.

Кажется, что ему было предначертано воевать. Верещагин родился в семье представителя дворянства. Два его брата поступили на военную службу, а Василий уже в девять лет был зачислен в морской кадетский корпус. Но на службе он пробудет не долго, а выберет для себя другую стезю.

 

Василий Верещагин выходит в отставку и поступает в Академию художеств в Петербурге. С этого момента он обучается живописи, совмещая занятия с путешествиями в Париж и на Кавказ.

В 1867 году судьба приводит его в Туркменистан, где он, уже отличившийся к тому времени в живописи, становится художником при генерал-губернаторе. Здесь рождаются замыслы туркменских сюжетов, которые он позже воплотит в Мюнхене. «Опиумоеды», «После удачи», «После неудачи» – на этих полотнах видно его стремление реалистично отображать экзотику восточных стран. Тут же встречаются и мотивы смерти.

 

Сам Верещагин тоже чуть было не встретил в это время свою смерть во время обороны Самарканда, когда он вместе с небольшим отрядом русских солдат участвовал в боях против восставших жителей города. После этих событий художник получил орден св. Георгия.

Он еще не раз столкнется со смертью, сопровождая русские войска в войне с турками 1877-го года. Его работы в жанре баталии величественно и реалистично передают все образы и ощущения битвы. Но помимо восхваления русских солдат Василий Верещагин наделяет свои сюжеты ярким антивоенным пафосом. Он показывает войну такой, какая она есть на самом деле – с трагедиями и ужасом на лицах воинов, с отрубленными головами и полями, усеянными трупами.

Одной из самых ярких картин этого жанра стала «Апофеоз войны», которую художник пишет в 1871 году. Она не относиться к какой-то конкретной исторической эпохе, хотя есть версия, что Верещагин был вдохновлен рассказами о великих и кровавых деяниях Тамерлана.

 

 

Картина выполнена в желтых тонах, которые символизируют смерть. Надпись на ее раме гласит:

«Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим»

Неудивительно, что такое пугающее полотно произвело шокирующее впечатление на публику.

Подобный шок вызвала и картина «Подавление индийского восстания англичанами». Василий Верещагин запечатлел момент казни, называвшейся «Дьявольский ветер». Английские солдаты активно использовали ее в Индии. Суть казни заключалась в том, что человека привязывали к жерлу пушки и потом производили выстрел прямо сквозь его тело.

Верещагин изображает момент перед выстрелом, одинаково застывшие холодные фигуры «красных мундиров» и корчащихся индийцев. Над местом казни нависает мрачная холодная пелена.

 

К сожалению, судьба картины сложилась весьма трагично: она была утрачена. Поскольку это произведение вызвало бурную реакцию как российских, так и британских зрителей, нашлось огромное количество желающих уничтожить полотно. Предположительно, так и случилось – его приобрели через подставных лиц, а затем след картины навсегда исчез.

Верещагина считают непревзойденным знатоком психологии войны. Так натурально и правдиво ее ужасы мог изобразить только художник, который сам был под пулями и сам видел смерть своими глазами.