Критик Лазарев называл этого художника самым обаятельным живописцем XV века, а Вазари считал его картины лучшими из тех, что когда-либо были созданы.

Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень.

Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. Его творчество превратило Венецию в центр Ренессанса, который по значимости был равен только Флоренции и Риму. Как отмечают многие исследователи, Беллини удалось привести венецианское искусство к той форме человечности, что была так необходима западному миру.

На протяжении шестидесяти лет художник не уставал держать в руках кисти, смешивать краски и искать новые сюжеты для своих полотен. Столь долгий творческий путь Джамбеллино, как звали художника в родной Италии, был отмечен стремительной эволюцией его художественного стиля. Ранние работы великого мастера насыщены грубыми и жесткими чертами, в то время как его последние картины близки к величественному стилю, присущему эпохе Высокого Возрождения.

 

Некоторые современники Беллини отмечали, что он был человеком особого склада: кроме уникального таланта, художник обладал утонченным чувством красоты и стремлением к гармонии. Идеалистические взгляды мастера ярко проявлялись в его картинах, созданных под влиянием Андреа Мантенья, который был его зятем. Но их отношения нельзя сводить исключительно к личным, потому что именно Андреа открыл Джованни тонкости флорентийского и тосканского искусства.

Особенно заметно влияние Мантенья в одной из работ Беллини – картине «Преображение». На ней Джамбеллино изобразил стоящего на плоской вершине скалы Иисуса и двух апостолов, фигуры которых напоминают античные статуи.

 

 

Но живописец не стал полностью следовать художественным предпочтениям своего друга. Поэтому пейзаж, изображенный Джованни, значительно отличается от того, каким его рисовал Мантенья: в нем на смену каменистым местностям и пустыням приходят зеленые поля и прозрачная водная гладь. Неизменным остается только пристрастие Беллини к библейским сюжетам и образам.

Центральной картиной Алтаря Пезаро является монументальная работа кисти Беллини «Коронование Марии». Вокруг нее до сих пор не утихают споры, ведь точно не установлено, когда именно была написана эта картина. Разные исследователи относят ее создание к 1465-70, 1470-75 годам и даже к 1480 году.

 

 

На протяжении более трех десятков лет художник создал целую коллекцию картин, посвященных Богоматери. Кисти Беллини принадлежит около девяноста изображений Святой Девы. Он нарисовал несколько «Мадонн с младенцами», среди которых самой известной стала «Греческая Мадонна».

 

Любопытно, что при однотипном мотиве, в котором задумчивая Дева предстает перед зрителем с младенцем на руках, ни один образ Богоматери на картинах не повторяется. Каждый раз Беллини удавалось найти новое решение: он то придавал Мадонне новую позу, то рисовал совершенно другое выражение лица или облачал Богоматерь в разноцветные одеяния.

Кроме вечного образа Девы, особое место в творчестве Беллини занимает маленькая композиция под названием «Священная аллегория», вокруг которой ходило немало споров.

 

 

Одни ученые полагли, что сюжет изображения был заимствован из средневековой поэмы о скитаниях души. Поэтому картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. По их мнению, женщина в центре картины олицетворяет собой Венецию, чей покой оберегает апостол Павел, острый меч которого символизирует правосудие. А коронация Святых Себастиана и Иова при свидетельстве Марии представлены здесь как триумф Венеции или ее основание в день Благовещения.

Несмотря на многочисленные попытки увидеть в картине скрытый философский смысл, Беллини создавал полотно без установки на дидактические поучения – пейзаж и герои здесь, по мнению художника, представляют собой всего лишь неотъемлемые составляющие вселенской гармонии.

К ней он стремился до конца своих дней и даже на закате жизни не терял трудолюбия и обращал внимание на античные мотивы. Так появилась картина «Пиршество Богов», которая была написана для феррарской резиденции Альфонсо I д'Эсте.

 

 

Примечательно, что над полотном художник трудился не один: чтобы придать изображению максимальную правдоподобность и полное соответствие древним мифам, на помощь Беллини пришел специалист по античности Марио Эквикола. К тому же, долгое время ходили слухи, что немалый вклад в написание полотна внесла и сестра заказчика Изабелла д’Эсте. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты».

Уход художника от религиозной тематики особенно проявился в картине «Портрет дожа Лоредана», написанной в 1501 году. Примечательно, что в ней он пренебрег многолетней традицией рисовать лица в профиль и изобразил дожа Леонардо Лоредана анфас.

 

Этим же приемом художник воспользовался спустя 14 лет при написании «Портрета Фра Теодоро да Урбино».Полотно стало красивой точкой в творческом пути Джованни Беллини. Им он открыл дорогу в «золотой век» живописи Венеции, приведя в искусство именитых последователей.