Наверняка, сегодня без энциклопедических подсказок сложно догадаться, что под длинным именем Джорджо Барбарелли да Кастельфранко скрывается итальянский живописец, основоположник искусства Высокого Возрождения, известный миру под псевдонимом Джорджоне (Giorgone).
Большой интерес вызывает не только личность художника, но и происхождение его псевдонима. По словам биографов, за яркую внешность и величие духа в Италии молодого человека прозвали Джорджоне, что в переводе означает «большой Джорджо». Также ходили слухи, что новое имя он получил из-за крупного телосложения, но информация пока не имеет подтверждений. Остается спорным вопрос и о месте рождения известного мастера. Многие ученые предполагают, что он появился на свет в маленьком городке Кастельфранко. Сегодня это место известно тем, что надгробие сына одного из влиятельных людей поселения украшает полотно с изображением Мадонны кисти Джорджоне.
Многочисленными легендами обросло утверждение Вазари, что художник был внебрачным сыном главы древнего знатного клана Барбарелли – доподлинно установить этот факт невозможно, ведь до наших дней не дошло ни одного письменного упоминания о Джорджоне. Но известно, что в 16 лет юный художник, переехавший в Венецию, обучался и работал в мастерской Джованни Беллини.
Стоить отметить, что венецианская живопись в начале XVI века носила исключительно светский характер. На смену иконам и полотнам с изображением религиозных образов пришли картины, которые удовлетворяли индивидуальные желания заказчиков. Поэтому известная картина Джорджоне «Три философа» стала украшением коллекции Таддео Контарини, а «Гроза» была приобретена меценатом Габриэлем Вендрамином.
Джорджоне часто писал портреты своих друзей-музыкантов. Он сам отменно играл на лютне и обладал удивительным голосом, что позволило ему приобщиться к кругу знатных патрициев. Молодые люди из этого общества ставили перед собой незамысловатую цель - «всю землю превратить в веселье», поэтому мастер буквально отдал себя на растерзание искусству, музыке и любовным утехам.
В те годы венецианцы испытывали две острые потребности: иметь дома картину и слушать музыку. Современники в один голос утверждали, что Большой Джорджо имел возможность удовлетворять оба желания, благодаря своим разносторонним талантам. На картинах Джорджоне почти всегда можно увидеть юношей или девушек с музыкальными инструментами в руках, а позднее эти герои стали частыми «гостями» на картинах коллег художника, которые переняли манеру письма у своего вдохновителя. Подобный тип музицирующих персонажей даже получил персональное название – «джорджонески».
В то время живописцы больше обращали внимание на пейзаж, поэтому Джорджоне первым из итальянских художников отвел важное место натуральному изображению окружающего мира. Отныне в живописи воплощался идеал совершенного человека, а природа полностью подчинялась законам гармонии. Свои художественные мечты Джорджоне выразил в картине «Сельский концерт».
Мастер заставил зрителя не только наслаждаться красотой и детальностью картины, но и услышать ее «музыку»: звуки свирели, шорох трепещущих листьев и тихое журчание воды, льющейся из кувшина, который бережно держит в руках молодая женщина.
Примечательно, что представительниц прекрасного пола Джорджоне всегда изображал необыкновенно изящными. Главной особенностью его героинь стало то, что они никогда не поднимают глаза на зрителя, словно боятся подавить его или влюбить в себя глубиной темных очей. Его «Юдифь» напоминает библейскую воительницу, которая гордо держит свой острый меч. Но при этом девушка настолько грациозна и нежна, что становится понятно, почему для уничтожения полководца Олоферна она воспользовалась красотой, этим неотразимым для любого мужчины оружием. Властная дама подарила свою улыбку врагу - и смерть для Олоферна стала похожа на сладкий сон.
Всевластие чарующей красоты прекрасного пола было для художника открытием, которое он старался в полной мере отобразить в своих картинах. Стремление к этому было вызвано тем, что очень привлекательный мужчина, сводивший с ума многих женщин в Венеции, не мог найти среди них даму сердца.
Джорджо грезил выдуманным идеалом женской красоты и воплотил его в картине «Спящая Венера», которая стала поэтической вершиной его искусства и результатом размышлений о человеке и природе.
Примечательно, что к началу XVI века образы богинь, которые зачастую были «не очень одеты» не пользовались популярностью, искусство было преисполнено духом благочестия, поэтому изображения обнаженного женского тела хотя и встречались в европейской живописи, но очень редко. Но никогда нагие дамы на картинах не пребывали в состоянии сна. Подражатели Джорджоне «пересмотрели» творческие взгляды своего учителя и рисовали богинь «в чем мать родила», чтобы изобразить вакхическое опьянение, любование собственной физической красотой и ожидание любовных развлечений. Но сам художник изобразил наготу Венеры как естественное состояние человека, не осквернив ее образ даже тенью похоти.
К слову, Джорджоне не раз обвиняли в подражательстве и даже в копировании чужих произведений. Масла в огонь подливал тот факт, что он не подписывал свои картины, что впоследствии затруднило процесс их идентификации. Заново открыть путь к изучению творчества художника помогли «Заметки о произведениях искусства», написанные патрицием Маркантонио Микиэле. С тех пор было точно установлено, что полотна художника уникальны, а его имя навсегда вошло в историю венецианского искусства, несмотря на то, что Джорджоне не оставил о себе ни одного письменного упоминания.