В списке «Обязанностей жены художника» Веры Судейкиной, актрисы немого кино и второй жены Сергея Судейкина, значился пункт: «Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью».

Борис Кустодиев тяжело заболел: опухоль спинного мозга. Чтобы до нее добраться, необходимо было перерезать нервные окончания. Выбор Юлия Евстафьевна сделала безоговорочный: «Руки оставьте, руки! Художник – без рук! Он жить не сможет...» Юлия Евстафьевна пережила мужа на пятнадцать лет, бережно храня светлые воспоминания о нем и заботясь о его творческом наследии.

Жена Ильи Репина – женщина эксцентричная и смелая. Наталья Нордман-Серова была ярой защитницей животных, а потому и убежденной вегетарианкой, подавала к столу котлеты из сена и завела обычай делить трапезу за одним столом с прислугой. Разумеется, такое поведение вызывало удивление и непонимание, но Корней Чуковский уверял, что за этой экспрессией кроется настоящая забота о муже.

 

Кем же были эти стоящие в тени своих мужей женщины и что нам о них известно? Как правило, монографии лишь косвенно освещают личность жен художников, особенно отечественных. А ведь именно они, жены, играли важную роль в творческом становлении своих избранников и занимали особое место в их жизни. Они же и были моделями. Истории встреч, расставаний и неожиданных жизненных поворотов непременно будут раскрыты и, поверьте, не оставят равнодушными даже последних скептиков.

Собрать жен в одном пространстве сумел Музей русского импрессионизма: выставка так и называется – «Жены». Среди художников – знакомые все лица: Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Александр Дейнека, Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Сергей Виноградов и многие другие. Собрание картин не только познакомит посетителей с вдохновительницами и музами отечественных художников, но и покажет развитие и изменение русской живописи в период с конца XIX до середины XX века.

Изыскания и последующие им изменения стиля прекрасно прослеживаются на примере холстов Роберта Фалька. Картина «Лиза на солнце» 1907 года, изображающая первую жену Елизавету Потехину, – чистейший импрессионизм, а изображение Ангелины Щекин-Кротовой «В белой шали» 1947 года отсылает к позднему Рембрандту.

 

В своих работах он нередко обращался и к кубизму, и к сезаннизму, да и вообще эклектика стала хорошей подругой Фальку. Как видно из этих двух полотен, за сорок лет живопись Роберта Рафаиловича претерпела сильные изменения. Впрочем, как и его личная жизнь, ведь Ангелина Васильевна была четвертой женой художника и уж точно не последней вдохновительницей.

Картины собраны и привезены из музеев и частных коллекций со всей России, а отдельные экспонаты и вовсе прибыли из Эстонии. Организовать подобную выставку достаточно сложно хотя бы потому, что музеи и коллекционеры не слишком охотно расстаются с холстами. А возможность лицезреть полотна из частных коллекций и вовсе стоит почтить за честь. И все же холсты представлены на выставке. Именно поэтому некоторые из экспонатов представляют особую ценность, хоть и все картины равносильно в своем художественном великолепии. Все эти работы впервые собраны в одной экспозиции и образуют гармоничный цельный ансамбль портретов. Без лишней скромности выставку можно назвать уникальной, и я призываю уделить ей внимание, поскольку вряд ли когда-нибудь еще появится шанс насладиться всеми холстами в одном месте и провести параллель развития отечественной живописи наглядно.

Из приятных дополнений – бесплатный аудиогид и довольно необычный подход к демонстрации картины. Под крышкой маленьких стеклянных клошей, располагающихся у экспонатов, кроются погружающие в атмосферу полотен ароматы: запах моря, полевых цветов и сада после грозы. Такое сопровождение сделает и без того насыщенный досуг в Музее русского импрессионизма незабываемым.

Выставка в Музее русского импрессионизма продлится до 15 мая 2018 года.