«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…»

Найдется ли человек, который не согласится с этими словами из песни Владимира Высоцкого? Многие столетия заоблачные вершины манят к себе людей, стремящихся к физическому и духовному развитию. Среди них был и знаменитый российский художник Николай Константинович Рерих.

Мы уже писали о работе и экспозиции Центра-музея им. Рериха. 16 февраля в его стенах прошло открытие выставки «Священные вершины», на которой были представлены гималайские этюды Николая Рериха, а также его личные вещи.

 

Творчество Николая Константиновича многообразно. Он посвящал картины Древней Руси, верованиям азиатских народов, религиозным проблемам и идеям собственного философского учения. Но все-таки для современников существует истина: Рерих и горы ― это как Айвазовский и море.

Художник оставил богатейшее наследие картин с изображениями вершин и пиков, выполненных в уникальной технике. Среди них были и монументальные полотна, и мифологические сюжеты. Но на выставке представлены его горные этюды ― небольшие по размеру полотна, а также наброски будущих работ. Это лишь малая часть имеющейся в распоряжении музея коллекции произведений серии «Гималаи», состоящей из 430 картин. А всего Рерих создал более тысячи этюдов «Гималайского» цикла.

 

 

Эти работы не оставляют равнодушными, но они произведут гораздо большее впечатление, если узнать историю их создания. Большая часть горных этюдов была написана художником во время Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, а также малых путешествий в долинах Кулу и Лахуль и других регионах Западных Гималаев.

Семья Рерихов внесла неоценимый вклад в развитие и сохранение мировой культуры, и экспедиции, предпринятые Николаем Константиновичем, были настоящим подвигом. В этих походах Рерихи искали ответы на культурные, исторические, археологические, топографические и философско-религиозные вопросы. Исследования труднодоступных регионов Центральной Азии и поиски сведений о легендарной Шамбале заняли не один год. Семья художника не отступала перед трудностями, движимая идеей долга перед человечеством.

Любой человек, побывавший в этих краях, наверное, согласится, что альпинистские маршруты там невероятно сложны и опасны. Учитывая, что экспедиции проходили в 20-30 годах XX века, можно представить, сколько трудностей преодолевали их участники. Но на привалах среди заснеженных пиков под порывами сильных ветров Николай Рерих постоянно рисовал. Он спешил увековечить свежие впечатления от увиденных гор, одновременно вкладывая в них потаенные философские смыслы и предоставляя для потомков качественный географический материал.

Многие могут подумать, что таких гор, которые изображал Рерих, не бывает. Открытие выставки «Священные вершины» посетил вице-президент Федерации альпинизма России Иван Трофимович Душарин, не раз бывавший в Гималаях. И он сказал в своем выступлении:

«Эти горы выглядят именно так, как их изображал Рерих»

 

 
На вопросы об организации проекта, а также о творчестве Рериха корреспондентам Artifex ответил куратор выставки «Священные вершины» и исследователь наследия семьи Рерихов Дмитрий Ревякин.

Artifex: Расскажите, пожалуйста, сложно ли было организовать выставку картин такого удивительного художника, как Николай Рерих?

Если мы говорим о выставках картин Рериха в нашем музее, то сложности здесь ограничиваются только нашими стенами. Например, нужно время на архивные исследования, от которых зависит подготовка концепции выставки. Затем согласование с различными музейными отделами, поскольку любая выставка картин связана с вопросами хранителей, реставраторов, их мнением касаемо возможности экспонирования той или иной картины. Если же проводить выездные выставки картин Н.К. Рериха на территории другого музея, в другом городе, то возникают другие трудности, связанные со спецификой такой деятельности.

Artifex: И каковы ваши успехи?

Мы, к чести нашей, за 26 лет существования провели более 500 передвижных выставок и накопили большой опыт этой работы. Картины Рерихов в регионах России, СНГ и за рубежом посетили более четырех миллионов человек. Причем мы начали эти выставки в суровое для страны время, когда, пожалуй, только мы одни и решались на такие проекты. Мы утверждали высокие идеи культуры и красоты, заложенные в творчестве Рерихов. К сожалению, сейчас выставок проводим гораздо меньше. Все эти годы нам помогает общественность, поклонники творчества Рериха.

Artifex: Кажется, что работа, проделанная Рерихами в тяжелых горных условиях, просто нереальна…

Да, действительно. Размах достижений во время экспедиций поражает воображение. Тогда творить приходилось в невероятно тяжелых, экстремальных условиях. Замерзали краски, лютый холод сковывал пальцы рук, а уже готовые произведения рисковали быть испорченными тяжелыми погодными условиями. Но, в итоге, художник подарил миру около полутысячи экспедиционных картин. На нашей выставке есть несколько из этих полотен. Так, например, картина «Перевал Сассер», была написана на фанере от экспедиционного ящика.

 

 

В трудные годы Второй мировой войны даже шторы из качественного английского материала, висевшие в гималайском доме Рериха пошли на холсты. Художнику приходилось какие-то произведение записывать, чтобы нарисовать что-то более нужное, поверх другой, уже готовой картины. Но процесс творчества продолжался. Свой труд в Гималаях Николай Константинович связывал с неустанным Священным дозором, на благо Родины как в мирное время, так и в период трагического военного лихолетья.

Artifex: А какова была возложенная на них миссия?

Творчество таких людей, как Николай Константинович, символизирует собой целую эпоху. Для Рерихов исторический процесс был тождественен космическому и зиждился на великих, эволюционных законах мироздания. В XX столетии планета и человечество подошли к новому витку своей духовной эволюции, наступление которой как бы это ни удивительно звучало, зависело от выполнения Рерихами своей высокой духовной миссии. Как вы знаете, эта миссия была напрямую связана с созданием нового научно-философского Учения Живой Этики, созданием большого количества культурных учреждений по всему миру, Центрально-Азиатской экспедицией, продвижением миротворческих идей Пакта Рериха, большой научной работой института гималайских исследований «Урусвати».

Artifex: Но ведь одной семье выполнить такие задачи было очень сложно?

Поэтому перед ними не стоял вопрос: сложно или несложно? Вопрос был в том, что сделать это было необходимо, несмотря на любые трудности. А их было очень много. Например, чего только стоит блокирование экспедиции в Хотане, арест на тибетском плато Чантанг и другие козни британской разведки, действовавшей против Рерихов. Важно было пронести Знамя экспедиции, на котором был изображен Будда грядущего ― Майтрейя, по всему ее маршруту. Но смысл был не только в самом флаге и его прекрасной символике. Здесь необходимо сказать о даре просвещенного Востока, который находился у Рерихов во время экспедиции. Это особый метеорит, который по легенде имеет отношение к анонимной группе Учителей Востока и несет высокую энергетику Космоса. Здесь речь идет о миссии, связанной с закладкой духовных магнитов новой культуры и новой цивилизации. Но это большая тема, которая очень подробно раскрывается в трудах индолога и рериховеда Людмилы Васильевны Шапошниковой. Ее книги об этой проблеме можно приобрести в нашем музее.

Artifex: Для большинства зрителей имя Рериха ассоциируется с горами, хотя еще в начале творческого пути художник прославился среди русской интеллигенции своими древнерусскими сюжетами. Вам не кажется это несправедливым?

Это действительно так. Картины на темы древней Руси, христианских святынь и светочей, мозаики и многое другое, путешествия по древнерусским городам и статьи с призывами сохранения «народных святынь» ― вот очень скромный перечень дореволюционных достижений Николая Константиновича. Поэтому у нас в экспозиции общественного Музея имени Н.К. Рериха, наряду с индийским периодом творчества художника, представлены Санкт-Петербургский и Русский залы. Мы считаем необходимым популяризировать все творчество Николая Константиновича. Крайне неплодотворно отделять творчество Рериха русского периода от его деятельности в США, Индии…

Но основы, безусловно, русские, ведь в России художник прожил без малого сорок лет, большую часть своей жизни. Вклад Рериха в культуру дореволюционной России огромен. За его старания на благо родины ему было не только присвоено звания академика Императорской академии художеств. Николай II пожаловал художнику звание действительного статского советника, поскольку Рисовальная школа императорского общества поощрения художеств при Рерихе достигла небывалых успехов.

 

 

Творчество Н.К. Рериха можно открывать вновь и вновь, обращаясь к разным этапам его жизни. Но для этого нужно своими глазами увидеть то, что он так трепетно и с любовью изображал на своих полотнах, внимательно вчитываться в его труды, для более глубокого понимания их смысла. В этой связи сохранение общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве крайне необходимо для будущего нашей российской культуры.