Конечно, можно делать селфи так, как вы делаете это обычно: взгромоздясь на унитаз, приблизив камеру к носу или прижавшись щекой к подружке-близнецу, надув губы «уточкой». А еще можно сделать фото перед зеркалом в тренажерном зале, напрягая до судорог мышцы мифического пресса.
Но, думаю, неплохо бы вам поучиться у одного 13-летнего мальчика. Потом он вырос и стал, пожалуй, самым лучшим мастером селфи. А было это 500 лет назад. Звали его Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). И вот этот автопортрет он сделал в возрасте 13 лет, подписав: «Здесь я нарисовал себя в зеркале в 1494 году, когда был еще ребенком».
Не знаю, почему ребенок выбрал эту технику. Ведь она очень сложная: серебряной иглой рисунок наносится на пропитанную особым составом бумагу, серебро вступает во взаимодействие с пропиткой, окисляется, и линии проявляются. Изображение получается нежное, утонченное. Для такой работы нужно невероятное терпение и особая чувствительность пальцев. Эта старинная техника была особенно распространена в Нидерландах, но, очевидно, и в Германии ею пользовались.
Думаю, это не единственный автопортрет, сделанный юным Альбрехтом, просто родители готовили его к другому поприщу (он должен был стать ювелиром, как отец) и вряд ли хранили его работы. Эта, как видите, чудом уцелела.
Его нередко обвиняют в самолюбовании, ведь он оставил очень много автопортретов: как полноценных произведений, так набросков и фрагментов картин. В большей мере в запечатлении себя преуспел только Рембрандт, да и то его «селфи» сложно назвать нарциссическими. Отчасти такая страсть к «самофиксированию», наверное, была обусловлена повышенным интересом к себе: ведь он был красив, темпераментен и невероятно талантлив; отчего бы не любоваться собой?!
С другой стороны, любой, умеющий рисовать, понимает, что изображение живой натуры − самое интересное в профессии художника. Однако чтобы добиться успеха в этой области, для начала эту самую натуру нужно отловить и заставить неподвижно позировать. Ведь в Германии тогда не существовало «института натурщиков». А вдохновение нетерпеливо! В порыве творческого азарта художник бросается рисовать все, что попадается под руку. «Что тут у нас? Зеркало? Отлично! И кто это в нем? Сойдет!».
Интересно, что с ростом признания Альбрехта его автопортреты становятся все красивее и идеалистичнее. Видимо, это связано с тем, что попутно росла уверенность Дюрера в себе как в художнике, так и в привлекательном внешне мужчине. Успех и богатство притягательны для окружающих. Особенно, если их обладатель красив. Как тут не вскружиться буйной голове?! Наброски же молодого Альбрехта беспощадны. Он выглядит на них даже несколько комично.
Молоденький, с робким взглядом и едва пробивающейся бородкой.
С годами в живописи Дюрера появились новые приемы (как, например, итальянский пейзаж за окном), в его палитре − новые краски, частично заимствованные у представителей Венецианской школы, а в облике − новые черты, которые теперь очень веселили его друзей. Например, предметом насмешек стала его привычка долгое время приводить в порядок прическу и бороду − на картине видно, что отныне Дюрер тщательно их подкручивает, чего не было ранее.
Наряд франтоватый, тщательно продуманный. Особенно бросаются в глаза тонкие щегольские перчатки. Как это изыскано, как артистично и как не «по-немецки»! Совсем неплохо для мальчика из многодетной семьи небогатого ювелира!
Один из самых знаменитых автопортретов был написан в 1500 году.
Подпись справа: "Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал сам себя красками когда прожил 28 лет".
Если ранее он писал себя вполуоборот к зрителю и со скошенными глазами (потому что, рисуя, смотрел в зеркало), то здесь лицо обращено прямо к нам. Критики придают портрету «многослойный» глубокий смысл. Ведь создавался он в год предполагаемого Апокалипсиса, и явно напрашивается мысль, что Дюрер нарисовал себя в образе Христа.
Так оно, скорее всего, и есть. Вот только взгляд его по-человечески беспокоен и мятежен. Художник не пытается изобразить Бога, наделив его своими чертами, он пишет именно СЕБЯ в облике Христа. Бросаются в глаза тонкие пальцы рук, здесь автор себе не льстил − о его удивительных пальцах, ловких и прекрасных, писали современники. Жест перекликается с благословляющим жестом руки Христа на картинах популярной тогда иконографии «Сальватор Мунди».
Вопреки возможному нынешнему представлению, ничего кощунственного или дерзновенного в этом автопортрете нет. За 70 лет до написания картины в Кельне вышел богословский трактат «О подражании Христу» (De Imitatione Christi). Скорее всего, работа Дюрера − что-то вроде иллюстрации идеи трактата, поэтому написана она в темных сдержанных тонах, а одежда на художнике довольно простая (во всяком случае, по сравнению с другими автопортретами). Правда, волосы подвить он все же не забыл, и они, очевидно, стали немного редеть.
Художник рисовал себя всю жизнь: добавлял новые детали, менял стиль, но тяга к «селфи» оставалась постоянной. На последнем рисунке Альбрехту 51 год, жить ему осталось 6 лет. Более поздних портретов не сохранилось. Возможно, они утеряны, а может, Дюрер просто не хотел рисовать себя старым и больным.
Страдальческое выражение лица, наверное, далось ему без труда: заболев в 1521 году, он так и не оправился. Приступы болезни мучили его до самой смерти. Современники писали, что в последние месяцы жизни он совсем иссох.
Ну что, присмотрели какие-то идейки для будущих селфи? Любите их делать? И есть чем хвалиться, как Дюреру?