Филипп Густон (Philip Guston, урожденный Philip Goldstein, 1913-1980) в разговоре с кем-то однажды так отозвался о своем творчестве: «Тут не пессимизм — тут просто обречённость». Его имя стоит наравне с Джексоном Поллоком и Виллемом де Кунингом — тех, о ком мы сразу вспоминаем, когда говорим об абстрактном экспрессионизме. Однако сам Густон предпочитал термину «абстрактный экспрессионизм» Нью-Йоркскую школу. Его работы больше похожи на рисунки, которые дети или взрослые любят оставлять на полях тетрадей, блокнотах, салфетках. Мрачные картины обычно выполнены в двух цветах: розовом, плавно переходящем в красный, и в сером, иногда перетекающим в черный.
Любовь к искусству у Густона появилась еще в детстве. Мать поддержала его увлечение и устроила сыну маленькую студию. Это была крохотная каморка всего с одной лампочкой, но юному художнику нравилось рисовать именно там. А в 14 лет он поступил в Среднюю школу искусств Лос-Анджелеса, где и познакомился с Джексоном Поллоком. Однако и в школе, и позднее в Институте искусств Отиса Филипп так и остался самоучкой. Художник считал, что академическое образование убивает в студентах индивидуальность, тем самым ограничивая искусство.
Впервые имя Филиппа Гольдштейна (тогда Густон еще не поменял фамилию) стало известно в 1934 году, когда он с Рубеном Кадишем расписывал в Мексике дворец императора Максимилиана. Это были работы, связанные с борьбой с терроризмом и фашизмом. Тогда журнал Time процитировал Давида Сикейроса, на которого в то время опирался Густон в своем творчестве: «Это самые перспективные художники в США и Мексике».
Ранний почерк Густона был характерен для многих представителей абстрактного экспрессионизма: он был привязан к эпохе Возрождения, ссылаясь в своих картинах на Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло, Мазаччо и Джотто ди Бондоне. Но Густон также оказался под влиянием американских регионалистов и мексиканской росписи. Всё это отразилось в таких работах, как «Рисунок для заговорщиков» (Drawing for Conspirators, 1930), «Бомбардировка» (Bombardment, 1937), «Гладиаторы» (Gladiators, 1940).
После переезда в Нью-Йорк Густон оставил настенные рисунки и возвратился к станковой живописи. Именно в городе художник влюбился в абстрактный экспрессионизм и начал свой путь в данном направлении. В работе To B.W.T. (1952) отражаются все характерные черты абстракционизма Густона 50-х годов: плотный белый туман, крупные красные штрихи и образ большого города, который плавает в пределах плоскости картины. Кроме красного цвета мастер редко использовал яркие цвета: его «фаворитами» были черные, белые и серые тона. Такая палитра сохранится вплоть до последних работ.
Эмоционально тяжёлые 60-е годы оказали свое влияние на творчество Густона, который тонко чувствовал происходящие вокруг изменения. Именно поэтому он не смог работать дальше в импрессионистическом стиле. Теперь его картины отличались мульт-реализмом, родившемся от любви автора к комиксам.
Работа «Студия» (The Studio, 1969) — яркий пример фигуративной живописи Густона. Это ироничный автопортрет художника в капюшоне за мольбертом. Автор будет использовать и дальше такой мотив. Здесь уже появляются любимые мастером розовые тона, которые переходят в красный. А маленькое пространство и одинокая лампочка являются отсылкой к той самой каморке, где в детстве юный Филипп учился держать карандаш и делал первые шаги к успеху.
Еще одной автобиографичной картиной стала «Рисовать, курить, есть» (Painting, Smoking, Eating, 1973). Здесь неспокойное настроение Густона передается насыщенным красным цветом. На тот момент у Филиппа была депрессия: он выкуривал по три пачки сигарет в день и много ел. И главный герой картины перенял физическую усталость своего исполнителя – он лежит на кровати накрытый одеялом. От картины веет мрачным настроением, которое художник всегда умел разбавлять иронией и оптимизмом, несмотря на бессмысленность происходящего.
Признание Филипп Густон получил не сразу. Его критиковали и писали разгромные статьи в журналах и газетах. Одним из немногих, кто сразу понял значение «простых» картин, был Виллем де Кунинг: «Они - про свободу». Свою аудиторию эти работы нашли уже ближе к 80-м годам. Они привлекали и привлекают до сих пор удивительным и необычным взглядом на жизнь. Даже если мир - мрачное место и человеку тяжело существовать в нем, всегда нужно оставаться позитивным и относиться к происходящему с иронией. Вот простая формула жизни Филиппа Густона.