Кто такой Эд Рушей (Ed Ruscha)? Новатор, экспериментатор, тонкий художественный сатирик и просто творец, чье имя стоит у истоков поп-арта наряду с именем Энди Уорхола. Сегодня крайне трудно представить себе человека, который хотя бы косвенно не знаком с творчеством бесспорно талантливого художника.
Потому как практически каждый, кто бывал на просторах интернета, хотя бы раз встречался с изображениями, содержащими в себе хлесткие фразы или слова, иронически и тонко комментирующие актуальные реалии. Эд Рушей стал не просто ярчайшим представителем этого направления в искусстве - он явился его основоположником. Теперь же отголоски этого стиля звучат повсеместно. Так что же представляет собой человек, который подарил его миру?
Родился Эд Рушей 16 декабря 1937 года в Омахе, штат Небраска. С детства будущий художник изъявлял желание связать свою жизнь с творчеством и даже мечтал стать мультипликатором, но его отцу не понравились планы сына. К счастью, без родительской поддержки Эд все-таки не остался. В 1960 году он вместе с матерью и сестрой отправился в Европу для знакомства с культурой Старого Света. Надо сказать, что искусство прошлого века ему абсолютно не понравилось, и единственной картиной, которая действительно впечатлила художника, была «Офелия» Джона Эверетта Милле.
Безусловно, работы Рушея абсолютно далеки от живописи прерафаэлитов, но, тем не менее, он довольно часто использовал такие же композиционные приёмы, как Милле. Например, картина Los Angeles County Museum on Fire похожа на «Офелию», потому что оба художника смотрят на изображаемый объект сверху. Кроме того, и «Офелия», и «Музей» расположены на холсте по диагонали.
В 1956 году состоялся переезд Эда Рушея в Лос-Анджелес. На этот шаг будущий художник пошел для того, чтобы изучить графический дизайн в Chouinard Art Institute. Среди его преподавателей был абстрактный экспрессионист Эмерсон Волффер, но это направление не нашло отклика в душе Эда. Если резюмировать обучение художника в институте, то можно сказать, что графический дизайн стал для Рушея большим разочарованием, поэтому он пересмотрел планы касаемо своего развития на данном поприще.
Отправной точкой для творчества Эда Рушея стал момент, когда он увидел репродукцию картины Джаспера Джонса Target with Four Faces, которая была совершенно не похожа на другие типичные полотна абстрактного экспрессионизма. Именно тогда он понял, чем действительно хочет заниматься. Окончательно бросив графический дизайн, художник занялся живописью, абсолютно отличной от работ мастеров его времени.
Эд Рушей начал с изображения емких слов и выражений на цветном фоне. Одна из ярчайших представительниц его раннего творчества — картина Smash, композиция которой лаконична до максимума. Позже художник по-разному совершенствовал избранный им «формат». Он добавлял в свои произведения различные повседневные предметы, экспериментировал со шрифтами, материалами и фоном. Например, одна из его самых известных серий — это картины с белыми словами и фразами на фоне фотореалистично изображённых гор.
Рушей всегда был открыт для экспериментов. Причем не только с формами и концепциями, но и с материалами. Поэтому в процессе развития в его картинах появлялись такие непредсказуемые материалы, как порох, фрукты, шоколад, цветы, томатная паста и даже кровь.
Искусству Эда Рушея всегда была свойственна серийность и интерес к типографике. В 1980 году, устав от общеизвестных шрифтов, он создал собственный шрифт. Текст на произведениях художника практически всегда пронизан юмором в адрес массовой американской культуры, расхожие штампы которой он заимствовал и пародировал. Сюжеты многих серий взяты из самой жизни и визуальной культуры Калифорнии: Голливуд, рекламные щиты, автомобили, заправочные станции. Последние вообще были излюбленным мотивом творчества, им даже посвящена книга под названием «Двадцать шесть заправочных станций», которая представляет собой сборник фотографий из путешествия художника по сельской местности американского Юго-Запада.
Например, в «Стандартной станции» (Standard Station) художник трансформировал банальное изображение заправки в символ американской культуры потребления. С помощью шелкотрафаретной печати Рушей свел перспективу изображения к единственному плану, сделав его похожим на рекламные плакаты. «Стандартная станция», кроме всего прочего, является еще и одним из первых экспериментов с языком и игрой слов, которые выйдут на первый план в более поздних его работах.
Период с 1965 по 1985 год стал знаковым для творчества Рушея. В то время художник работал в студии на Western Avenue, из окна которой была видна огромная надпись Hollywood — впоследствии она появилась на многих его картинах. Значительно выделяло мастера из ряда других лос-анджелесских художников и то, что он никогда не относился к Голливуду враждебно.
Что касаемо коммерческого успеха, то пришел он к Рушею сравнительно недавно. В 1970-х его представляла галерея знаменитого коллекционера и арт-дилера Лео Кастелли, но тогда работы крайне плохо продавались.
Тем не менее, популярность все-таки «настигла» художника на первой успешной для него выставке, которая состоялась в 1986 году — тогда почти все работы, выставленные в нью-йоркской Robert Miller Gallery, были раскуплены.
Сейчас Эда Рушея представляет галерея Ларри Гагосяна, одна из самых крупных в мире. В 2009 году его картина I think I'll вошла в коллекцию Белого дома, а в 2013 американский мастер поп-арта попал в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time, наряду с бывшим президентом США Бараком Обамой, Папой Римским Франциском и герцогиней Кембриджской Кэтрин Миддлтон.