Даже самый отъявленный урбанист не сможет устоять перед картинами талантливого норвежского художника Эйлерта Адельстена Нормана (Eilert Adelsteen Normann).

Его творчество формировалось на рубеже XIX и XX веков, поэтому каждая работа мастера была очередным шагом на пути к новаторству и перелому устоявшихся традиций в области изобразительного искусства. Живописи Эйлерт обучался в Художественной Академии в Дюссельдорфе, которую окончил в 1868 году. Но и после Норман не прекратил занятий и на протяжении трех лет совершенствовал пейзажное мастерство у Евгения Дюкера.

 

С того времени Эйлерт отказался от других художественных направлений, окончательно остановил свой выбор на пейзаже и изображал виды родных фьордов Западной и Северной Норвегии и Лофотенских островов. Иногда художник работал по фотографиям, которые специально делал во время поездок, а потом переносил запечатленные кадры на масштабные полотна, отличающиеся обилием уникальных эффектов и смешением нескольких стилей.

Если изначально Эйлерт Адельстен Норман придерживался Дюссельдорфской школы живописи, для которой характерны обилие мелких деталей, причудливые пейзажи и огромное количество религиозных и аллегорических образов, то позднее он стал приверженцем модернизма, поэтому его мазок выглядел более грубым и широким. Модернистские мотивы художник вносил в пейзажи маленьких норвежских деревень и даже в картины, доминантами «пустынной» композиции которых были огромные торговые баржи. К тому времени Эйлерт Норман отказался от романтической манеры изображения, а еще через несколько лет его творчество приобрело характер импрессионизма. Тогда темные и натуральные оттенки уступили место ярким и переливающимся краскам, которые заставляли картины словно «светиться» изнутри.

Талант художника не остался без внимания, поэтому у Нормана быстро нашлись поклонники в Германии и Англии, где он часто продавал свои картины. Например, однажды кайзер Вильгельм II купил полотно «Фьорд в Норвегии», а через 20 лет заказал его копию, но больших размеров.

Норман не только до конца жизни писал картины, но и открывал дорогу в искусство молодым художникам. По его предложению в 1892 году на специальной выставке была представлена одна из картин еще никому не известного Эдварда Мунка. Первое впечатление от работы начинающего художника было негативным, поэтому после закрытия экспозиции разгорелся жуткий скандал. Норман объяснял свой выбор тем, что он хотел продемонстрировать обществу с закостеневшими представлениями об искусстве наличие совершенно новых идей и художников, которые способны их талантливо развивать. И еще непонятно, что принесло Мунку известность: отрицательная оценка его произведения или покровительство авторитетного наставника в лице Эйлерта Нормана. Очевидно лишь то, что последнему удалось выполнить свою художественную миссию.

Он делал популярными других художников и был известен сам. Очень рано искусством Эйлерта Нормана стали интересоваться любители живописи, а позднее за право иметь его полотна в своих собраниях соперничали самые известные европейские галереи. Картины мастера в те годы можно было увидеть в Германии, Франции, Англии и даже Италии.

Но в родной Норвегии, как это ни парадоксально, творчество Эйлерта не было востребовано: его картины приобрели только несколько институтов. Но время все расставило по своим местам: сегодня на родине известного художника-пейзажиста гордятся своим талантливым соотечественником.