Знаменитого художника Эль Греко можно смело назвать, как минимум, путешественником, а, как максимум - гражданином мира. Родившись на Крите, получив образование и вкусив первые плоды славы в Италии, позднее он прочно обосновался в Испании и буквально врос корнями в искусство этой страны. Кажется, что гениальный грек лучше национальных художников чувствовал импульсивную и религиозную испанскую душу, которая потом «поселилась» на его полотнах.

Действие в картинах мастера всегда развивается в фантастическом и аллегорическом пространстве, поэтому пейзаж в качестве самостоятельной единицы в его живописи встречается крайне редко. Тем более что сам художник никогда не считал себя приверженцем ни одной из традиций или школ.

Но, как известно, из каждого правила есть исключения. И для Эль Греко им стала картина Вид Толедо, который художник считал родным и не раз рисовал его, стремясь довести изображение до абсолютного совершенства.

 

 

Уникальность легендарной работы состоит в том, что это полотно – один из двух уцелевших пейзажей мастера. К тому же, долгое время было принято считать «Вид Толедо» не самостоятельным произведением, а составной частью другого полотна, а то и вовсе наброском, требующим продолжения. В XVI веке в европейском искусстве пейзаж не рассматривался как отдельный жанр, поэтому изображение природы считалось исключительно фоном для доминирующей композиции. Но современные исследователи решили, что «Вид Толедо» может считаться законченным произведением.

Вокруг полотна ходили самые разные слухи, и некоторые из них были связаны с вопросом о происхождении картины. Вряд ли «Вид Толедо» был написан на заказ, работу скорее можно отнести к удавшемуся эксперименту, результат которого порадовал не только мастера. Поэтому полотно ненадолго задержалось в руках создателя, оно «путешествовало» по разным странам, где за право владеть им боролись многие ценители настоящего искусства. До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер, следующие два столетия хранилась в августинском монастыре, а потом совершила путешествие из Франции в Англию, и, в конце концов, попала в Нью-Йоркский музей «Метрополитен».

Такой безумный спрос на пейзаж объясняется не только мастерством исполнения или прославленным именем художника, но и философским смыслом, которым Эль Греко наделил свою работу. Не зря спустя многие годы за изображением закрепилось негласное название «духовный портрет Толедо». Все реально изображенное на полотне – это речушка Тахо, Кафедральный и Толедский соборы и крепость Алькасар. Причем расположение городских построек художник частично сместил, а некоторые и вовсе домыслил. А далее начинается игра воображения автора, который на первый план выдвинул разворачивающуюся драму между небом и землей. Все происходящее кажется сном, заряженным энергией настолько, что его не забудешь через минуту после пробуждения.

На полотне нет изображения человека – ему там просто нет места. Отныне он - не царь природы, каким привык себя считать, а «лишняя» деталь в своенравной живой системе, в которой не на жизнь, а на смерть столкнулись могучие стихии. В сражении сходятся озаренные огненными молниями облака, оставляя яркий след и электрические искры на земле. А человеку остается только наблюдать за происходящим вокруг, смотреть, как озаряется грозовыми всполохами собор на холме, и возносить молитвы Богу. Что и сделал Эль Греко, изобразив свое самое любимое место на земле при жизни и прославив его после нее.