Ян ван Гойен (Jan van Goyen) – голландский живописец, применявший в создании пейзажа особые методы, которые продумывал и сформировывал сам.

Он, Питер де Молин и Саломон ван Рёйсдал известны тем, что работали в жанре тонального пейзажа. Но что же именно выделяло их творения из ряда других?

Чтобы разобраться в этом, взглянем на одну из самых чувственных картин ван Гойена – «Парусные шхуны в грозу».

 

 

И небо, и море, и шхуны написаны практически в одной цветовой гамме, а по всей картине разбросаны острые золотистые линии, потёртости, усиливающие сюжетную составляющую произведения. Почти монохромная палитра – это и есть то, что свойственно тональному пейзажу. Кроме того, работы ван Гойена отличаются особым отношением перспективы и горизонта, которое даёт зрителю возможность глубже погрузиться в сюжет полотна.

Ян ван Гойен – художник, которому повезло с семьёй. Отец поощрял его пристрастие к искусству и помогал сыну найти свой собственный творческий путь. Он находил для него таких наставников, которые обучали начинающего живописца основам мастерства и способствовали развитию его уникального стиля. У ван Гойена было много учителей, но можно предположить, что самое сильное влияние на него оказал Эсайас ван де Велде, у которого он учился в течение одного года в Харлеме. Влияние этого известного мастера заметно в ранних работах ван Гойена.

 

 

Взглянем, например, на картину «Пейзаж с дюнами» 1630-1635 годов. Она написана в тёплых тонах, а жёлтые оттенки на ней переливаются один в другой, связывая небо, землю и крошечные фигурки людей. Желтизна обычно не свойственна пейзажам, так как она придаёт картине излишнюю эмоциональность и отдаляет её от действительности. Но Ян ван Гойен не боялся неожиданных решений и уверенно шёл на подобные эксперименты. На его работе в центре внимания находятся дюны, и кажется, что пыль с них будто взвивается в воздух, образуя тяжёлые облака. Надо отметить, что небо занимает большую часть картины и создаёт некую напряженность, которая свойственна природе перед дождём. Плотные кучевые облака словно давят на дюны с расположившимися на них людьми, смещая их к нижнему краю картины. Это воспринимается как напоминание о том, что мир людей, как бы он ни был велик,- крошечный по сравнению со Вселенной.

В позднем творчестве ван Гойена стали преобладать светло-зелёные, серебристо-серые и буроватые оттенки.

 

Способы передачи воздушного пространства, лирическая нечёткость силуэтов и цветовые предпочтения художника утвердились в стилистике национального пейзажа Голландии.

Ван Гойен был человеком, желавшим охватить разные сферы деятельности. Он занимался предпринимательством, оценивал произведения искусства, даже попробовал себя в ажиотажной торговле тюльпанами. Но его призванием была живопись, а «цветочный бизнес» привел лишь к долгам. К счастью, финансовые проблемы не заставили художника впасть в депрессию и не отразились на его творчестве, которое со временем становилось все совершеннее.