Готовы ли вы добровольно отдать себя во власть иллюзий? Если да, то стоит обратить внимание на творчество Гийома ЛаШапеля (Guillaume Lachapelle), которое вызовет бурю смешанных чувств. Но будьте внимательны: оптические иллюзии коварны, а их сила притяжения настолько сильна, что оторвать взгляд от его галереи удастся не так уж скоро.

Искусство – это доведённые до совершенства правила или психологическое влияние на человека? Пожалуй, Гийом ЛаШапель умело сочетает и то, и другое, одновременно и пугая, и восхищая повторением геометрически ровных фигур и причудливых композиций. Он заглядывает зрителю в душу, погружает в воспоминания, размышления, и никто не может предугадать, на какую волну вас настроит его творчество.

Гийом ЛаШапель использует 3D-принтер для создания арт-объектов, и по фотографиям трудно определить их размер или материал. Действительно, его произведения являются вопросами, ответы на которые зритель ищет для себя сам. В 2014 году ЛаШапель создал серию странных, необычных и стилистически запоминающихся диорам Visions. Эту работу можно по праву считать бриллиантом его творческой биографии. Автор прибегает к использованию бесконечных параллелей, среди которых затеряется даже самый внимательный зритель.

 

Взгляните на работы из серии Visions. Приходит ли вам на ум образ уносящегося вдаль поезда, в одном из вагонов которого вы задумчиво пьёте чашечку кофе? Или же воображение приводит вас в город-туннель, освещённый множащимися лучами света? Простор для фантазии не имеет конца и края, когда дело доходит до созерцания работ Гийома ЛаШапеля. Однако у серии есть особая идея, лежащая в основе арт-объектов.

Невидимая нить связывает Visions c аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом, мышление которого стремилось к бесконечности. В поисках материальных аналогов этого термина он пришёл к выводу, что Вселенная напоминает библиотеку. Огромную, с бесчисленными полками, рядами и разделами. Жизнь – это путь познания. Познания себя, мира, причин и следствий. И нет конца у этого процесса, как нет конца библиотечным рядам в работах ЛаШапеля.

Постижение истины и получение знаний – это не отрезок прямой, ограниченный двумя точками, а луч, устремившийся в неисследованную даль. Эту идею автор старался раскрыть в своей серии. Вот почему, скользя взглядом по арт-объектам ЛаШапеля, вы почувствуете, будто собранные вместе маленькие детали затягивают в непостижимых размеров бесконечность. Мир видимый и мир сокрытый пересекаются в творчестве художника, и перед зрителями предстаёт своеобразный макет перелома нескольких измерений.

Чтобы книга выполнила свою главную функцию – а это передача знаний – человек должен открыть её, вдуматься в написанные строки, переворачивать страницу за страницей до тех пор, пока не дочитает до финальной точки. Но в миниатюрах Гийома ЛаШапеля книжечки настолько крошечные, что им приходится искать другие пути донесения информации. И маленьким белым томикам с уменьшенных полок это удаётся. Ведь пропустив через себя творчество ЛаШапеля, обдумав выбранную им композицию и раскрыв значение употреблённых символов, зритель не может не осознать для себя нечто новое, не приоткрыть завесу тайны и не сделать ещё один шаг навстречу понимаю мира.

 

До сих пор творчество ЛаШапеля не было названо «скульптурой». Но сам автор не даёт своим реализованным фантазиям такого названия. "Объекты" – такое скромное и неброское слово он употребляет, говоря о своих произведениях. Этот термин лишён какой бы то ни было окраски, словно чаша, которую только предстоит наполнить. И действительно, каждый человек, изучая работы ЛаШапеля, наделяет их неповторимым смыслом, исходя из своих собственных соображений.

Инсталляции, в которых свет, тень и зеркала множат существующие миры, кажутся странным образом знакомыми, как будто это места, которые зритель часто видит в реальности. Но это чувство – лишь иллюзия, обман. Арт-объекты ЛаШапеля будто носят кожу реального мира, скрывая под ней свою чуждую, инопланетную и сложную сущность.

 

В произведениях художника, созданных в 2016 году, больше цвета, но не меньше таинственности и неизвестности. Night Shift I и Night Shift II – работы, дающие возможность на несколько мгновений почувствовать отчуждение от материальных мелочей, городских реалий и перенестись в открытое космическое пространство, созерцая при этом вполне привычные объекты: фонари и парковки. Эти атрибуты обычных будней предстают такими пустыми и далёкими от того, что действительно можно назвать жизнью. Эти ли вещи зритель считал для себя важным? Не потерялся ли он в бесконечных зеркальных отражениях, лишенных смысла даже после множества повторений?

Гийом ЛаШапель, предлагая посмотреть на материальную сторону мира людей в миниатюре, открывает его с необычной стороны. Вторящие друг другу столбы ночных фонарей словно задают зрителю вопрос: не становится ли он сам просто дубликатом, забывая о ценности своей уникальной личности?