Мы привыкли считать, что видим себя такими, какие мы есть, только глядя в зеркало. Гладкая стеклянная поверхность, показывающая реальность один в один, не скрывает в нашей внешности ничего. Но кто сказал, что таким образом можно внимательно рассмотреть свою сущность?

Вот и Даниэль Розин (Daniel Rozin), американский художник израильского происхождения, решил пойти дальше и доказать: каждый может найти себя не только в стеклянном отражении. А в деревянном или меховом, например.




На выставках Розина нет чего-то, что могло бы поддаться фразе «где-то это уже было…». Потому что шанс один на миллион, что случайный посетитель уже видел на выставке современного искусства…самого себя. Всё просто: деятельность этого художника можно описать одним словом — отражения.

Даниэль создает механические варианты зеркал. Их принцип действия не похож на фронтальную камеру в телефонах хотя бы потому, что материалы инсталляций не отражают, а поглощают свет. Мех, дерево и металл вряд ли используют для создания отражающих поверхностей.

Для выполнения задумки Розину не надо нанимать команду специалистов. Второе высшее образование Данни получил по специализации «роль современных технологий в художественном творчестве». Механизм работы каждого творения запредельно прост. Посередине каждого «зеркала» установлена камера, фиксирующая движения ближайшего объекта. Тут же маленькие частицы, из которых сделано произведение, воспроизводят схожий образ или деталь.

Одна из недавних работ под названием «Меховое зеркало» даёт понять, что искусство тоже не стоит на месте. Для точной передачи движений над зеркалом установлен датчик «кинект» ‒ такой же, как и на видеоконсолях. Малейшее изменение — и белые кусочки меха сменяются чёрными, повторяя силуэт стоящего напротив человека. Доскональной точности ждать не приходится, но в зависимости от материала можно увидеть свою тень или даже разглядеть собственные черты лица.

 

 
Бывают, конечно, и совсем элементарные с технической точки зрения проекции: «Снежное зеркало» (Snowmirror, 2006), например, представляет собой компьютерный код. Розин пишет программу для проектора и камеры — и вот на прозрачной ткани возникают «снежные» силуэты. Так просто, но так красиво!

По мнению художника, зеркало — то изобретение, которое оказывает наиболее глубокое влияние на человека и его мировоззрение. Вот и работы Розина действуют по принципу комнаты кривых зеркал. Только если в ней зритель смеётся сам над собой, то на выставках Данни, проходящих в Штатах, он видит себя с интересной и необычной точки зрения.

Как минимум посетители выставок Данни знают, что тоже стали причастными к созданию современного искусства и оставили в нём след. Пусть небольшой, но памятный. А может, кого-то работы Даниэля уже вдохновили на самостоятельное творчество?