Достаточно драматичные, но в то же время чарующие инсталляции японского художника Ониши Ясуаки (Onishi Yasuaki) легко собьют вас с толку. Все его работы основаны на нетрадиционном и крайне неожиданном использовании пространства, что и дезориентирует ничего не подозревающих зрителей.
Ониши пытается привлечь внимание к тому, чего мы обычно не видим, но что постоянно окружает нас и все предметы вокруг — воздушному пространству. Экспериментируя с краской, клеем и полиэтиленом, он буквально своими руками переворачивает привычный мир, заставляя взглянуть на него несколько иначе.
Чтобы загадать загадку восприятию, Ониши прибегает к помощи флуоресцентных материалов и специального освещения. Столь интересными для художественных инсталляций средствами с блеском овладели Ихтиандерсон и Энди Трутуту, про которых мы рассказывали ранее.
Ключ в цилиндре (Сlue in the cylinder), 2006.
270х410х410см. Пластик, бумага, флуоресцентная краская, ленты, фен и др. © AMUSE ART JAM, 2006. TOKYO
Японский художник тоже представил интересную работу — «Ключ в цилиндре» (Clue in the cylinder). Инсталляция действительно любопытная: два огромных прозрачных полиэтиленовых мешка соединены с неким подобием фена, который через равные промежутки времени раздувает их в большие шары. Внутрь помещены флуоресцентные ленты, прикрепленные к верхней части мешков. С каждой подачей воздуха полиэтилен надувается, в кромешной тьме оставаясь при этом невидимым, а светящиеся зеленые ленты, будто космические растения, дрейфуют в воздухе.
Другая инсталляция Ониши Ясуаки под названием «Вертикальная пустота» (Vertical Emptiness) сперва вызывает узнавание: нет сомнений, что перед зрителями деревья. Однако, совсем в непривычной форме — вверх тормашками. И в неожиданном виде — покрытые кристаллами.
Двойственное ощущение от того, что перед глазами нечто привычное, но в то же время невиданное, может вызвать настоящий зрительный диссонанс. Впрочем, деревья являются скорее обобщением, чем переходом к частностям. Подвешенные к потолку кронами вниз, они заставляют испытать странное ощущение, будто смотришь на мир вверх ногами. Чтобы вдохнуть в свой перевернутый мир жизни, Ониши Ясуаки покрывает ветки клеем и мочевиной, которая с ходом времени начинает произвольно кристаллизоваться и разрастаться.
С не менее интересной интерпретацией пространства связана серия инсталляций «Обратный объем» (Reverse of Volume). Здесь Ониши интересует особая форма, которая создается благодаря коробкам разного размера или другим бытовым предметам. Это может быть чайный сервиз, нагромождение строительных инструментов и даже премиальный автомобиль (несколько лет назад концерн «Мерседес» предоставил свою новую модель автомобиля для создания инсталляции).
Затем предметы накрываются прозрачным полиэтиленом, а Ониши забирается по хлипкой стремянке под потолок помещения и начинает выпускать из специального пистолета тонкие струйки горячего клея. Застывая, тот образует тончайшие нити. Невероятное слабые по одной, вместе тысячи этих нитей удерживают полиэтиленовое полотно. Затем коробки — или любые другие предметы — убираются из-под него, но форма, которую они образовывали, остается неизменной. Удивительно, что столь «приземленные» вещи как клей и коробки, благодаря рукам художника, способны преобразить пространство, которое после всех манипуляций начинает напоминать таинственный холмистый пейзаж.
Мастер удивительных инсталляций Ониши Ясуаки уделил время корреспонденту Artifex Анастасии Теплицкой и ответил на несколько вопросов о своей работе.
Artifex: Прежде всего любопытно узнать, что подтолкнуло вас к использованию клея? Этой идее нельзя отказать в оригинальности.
В основном то, что клей окружает нас повсюду, но остается невидимым глазу. Например, когда обои приклеены к стене, между бумагой и стеной есть клей. В своей работе я хотел акцентировать внимание именно на этой невидимой стороне многих окружающих нас вещей.
Artifex: Есть ли какая-то особая технология для работы с клеем?
Честно говоря, не думаю, что мне для этого нужна особая технология. Для меня важно просто нанести достаточное количество клея, чтобы дать ему заполнить пространство.
Artifex: Сколько же клея вам требуется?
Для «Вертикальной пустоты» мне потребовалось 12 килограмм.
Вертикальная пустота (Vertical emptiness),2013
353х980х905см. Деревья, клей, мочевина и др. Арт-центр Киото, Япония (Kyoto Art Center, Japan)
Фото: © Takuya Oshima
Artifex: Все ваши работы достаточно велики. Вероятно, вам приходится прибегать к чьей-то помощи?
У меня есть специальный ассистент в Японии, но при необходимости я приглашаю еще одного или двух помощников. Но они все равно остаются только исполнителями, их работа не влияет на конечный итог.
Artifex: Какова реакция зрителей на ваши работы?
Мне важно пробудить воображение зрителей, поэтому я предоставляю им полную свободу интерпретирования. У всех людей разные взгляды и разное понимание одних и тех же вещей. Но очень часто я слышу, что у людей возникают ассоциации с памятными им пейзажами.
Artifex: Какая основная идея стоит за вашим творчеством?
Для меня созидание — это работа, стирающая рамки, переставляющая все прежние границы. Я исследую разные способы познавать этот мир и его обратную сторону. Для этого я использую материалы, которые не остаются статичными. И благодаря им создаю произведения, изменяющие те пространства, в которых находятся. У моих скульптур нет какого-то конкретного объяснения, зритель сам должен его дать.
Artifex: С какой самой большой проблемой вам довелось столкнуться?
Однажды я выставлял «Белый пейзаж» (White landscape Rokko), а на следующий день прошел тайфун. Большая часть работы была разрушена, деревья повалены. Но мне удалось все восстановить.
Artifex: Что дает вам наибольшее вдохновение?
Думаю, что феномены, которые я не могу контролировать. Еще пустые пространства, которые мгновенно заставляют воображение работать. Если говорить о людях, то на меня производят впечатление работы британского скульптора Рейчел Уайтред.
Artifex: Если бы вы могли дать совет самому себе 5-10 лет назад, каким бы он был?
Думаю, посоветовал бы себе иметь более широкие взгляды.
Artifex: Благодарим вас за уделенное нам время.