«Это произведение искусства, если я так сказал»
© Роберт Моррис
Сейчас ему почти 90. Но, несмотря прожитые годы, он продолжает творить. За его плечами множество известных работ, каждая из которых признана выдающимся произведением в области абстрактного экспрессионизма и минимализма. Он входит в число американских творцов 60-х годов XX века, создавших искусство, которое сейчас принято называть современным. Неординарные эксперименты в области перформанса, лэнд-арта и процесс-арта принесли этому человеку мировую славу. Знаменитый художник-концептуалист, скульптор и инсталлятор — Роберт Моррис (Robert Morris).
Живопись — вот с чего начался творческий путь художника. Одному из самых признанных теоретиков и философов искусства довелось много учиться. Закончив такие учебные заведения, как Канзасский университет, художественный институт Канзас-Сити и Рид-колледж, он начал проявлять активный интерес к абстрактному экспрессионизму, в том числе и к его непосредственному создателю и основателю Джексону Поллоку. Однако наибольшее влияние на художника произвели работы Марселя Дюшана.
После переезда из Калифорнии в Нью-Йорк Моррис начал разрабатывать множество концепций, построенных на основах минимализма. В 1960 году свет увидел его спектакль, цель которого состояла в том, чтобы изучить движение тел в пространстве. Действие заключалось в том, что колонна больших размеров падала прямо на сцену всего через несколько минут после начала представления.
Данная авторская идея появлялась в работах Роберта еще не раз: первые минималистические арт-объекты — «Две колонны» (Two Columns, 1961) и «Л-Лучи» (L Beams, 1965) — также стали частью экспериментального искусства тогда ещё начинающего мастера.
Некоторые объекты - так называл свои произведения сам Моррис - имели прямую отсылку к творчеству Дюшана. Среди этих работ значится одна из первых его инсталляций — «Коробка со звуком её собственного создания» (Box with the Sound of its Own Making, 1961). В этой работе содержится острая дилемма мастера между авторской идеей и тем, что рождается в ходе творческого процесса.
Позднее Моррис скажет:
«Живопись перестала меня интересовать. Существует непреодолимая дистанция между созданием произведения и конечным результатом. В процессе творчества я занимаюсь определенной деятельностью, вырабатываю определенный подход. Ни то, ни другое не имеет никакого очевидного отражения в созданной вещи»
1963 год стал для художника знаменательным, ведь именно в это время произошло важное событие — его первая выставка минималистической скульптуры в нью-йоркской «Зеленой галерее» (Green Gallery). А годом позднее Моррис представил свои две самые известные перформативные работы — «21.3» и «Место» (Site). Полностью отказавшись от рисования, он создал серию фотоизображений, тем самым отдавая дань линии невизуального искусства, которую в своё время предложил Дюшан.
Огромный вклад в развитие искусства внесло новаторское произведение Морриса «Пар» (Steam, 1974), созданное в жанре лэнд-арта — направления, в котором арт-объект становится неразрывен с природным ландшафтом.
Оно представляло собой вскопанный в форме квадрата участок земли, на котором были выложены большие камни. Из-под них, будто от горячих булыжников, поднимался высокий столб пара.
Масштаб последующих работ мастера в этом направлении откровенно поражал и восхищал одновременно: арт-объекты занимали огромные площадки галерей и гектары земельного пространства, а большие кубы и пандусы заполняли их.
Дерзкий характер автора проявлялся не только в высказываниях и поступках, но и в его произведениях. В апрельском номере журнала Artforum (1974) появилась публикация - снимок, на котором в весьма неординарном виде был запечатлен сам Роберт: с голым торсом, черной каской на голове, в очках и толстой цепью на шее.
Это скандальное «произведение» являлось рекламным плакатом для выставки в галерее Лео Кастелли. Фотография стала своеобразной пародией на серию снимков с Линдой Бенглис (Lynda Benglis). Американская художница несколько раз сотрудничала с Моррисом, создав такие работы, как «Бормочущее видео Бенглис» (Benglis’ video mumble, 1972) и «Обмен Морриса» (Morris’ exchange, 1973).
Нельзя не упомянуть о том, что художник является основателем собственной обсерватории в провинции Нидерландов Флеволанд, которая чудным образом возникла на месте частично осушенного озера Эйсселмер. Это место называют «современным Стоунхенджем», потому что оно, как говорил сам Моррис, напоминает сооружения эпохи неолита.
«Эта работа находится в буферной зоне, формируя своего рода интерфейс между безлюдной пустошью и заселенной территорией. Именно на той границе, там, где начинаются прибрежные дюны, она и может существовать — не как увеличенная фотография некоего далекого памятника, но как вполне доступное место между возделываемой человеком и естественной средой»
Творчество Морриса довольно разностороннее. Намеренно отказавшись от стандартов, в которых, кстати говоря, неплохо подкован, он начал создавать необычные художественные элементы, завоевав этим мировое признание. Мало распространенные в то время материалы (металл, пластик, промышленные краски и окрашенный войлок), которые Роберт использовал в процессе создания своих работ, помогли расширить минималистические и пост-минималистические горизонты и вывести современное искусство на новую ступень развития. Именно поэтому среди его учеников и последователей значатся две такие большие творческие фигуры, как Элис Айкок (Alice Aycock) и Кристиан Эккарт (Christian Eckart).