NFT — это не просто технология, это мышление нового времени. Визионер и co-founder CLC GROUP Артём Злочевский рассказал Artifex про новый тренд в современном искусстве — NFT ART.
Artifex: Давай начнем с главного. Что такое NFT ART или крипто-арт? И для чего это все нужно?
NFT — это не просто технология, это новое мышление, а точнее, мышление нового времени. Уже совсем скоро мы перейдем на иной алгоритм взаимодействия в бизнесе, соцсетях, метавселенных, где главными инструментами будут блокчейн, nft, смарт контракт и т.д. Есть такой вариант, что в недалеком будущем весь документооборот будет происходить по системе блокчейн. Следовательно, эта технология может заменить работу нотариальных контор.
Если говорить про крипто-арт, то это направление в современном искусстве, которое существует согласно технологиям блокчейн и NFT. А NFT ART — это цифровое произведение искусства, зафиксированное в виде невзаимозаменяемого токена в сети блокчейн.
Покупая NFT ART, коллекционер покупает цифровой актив. В целом, крипто-арт приводит к тому, что сам физический предмет искусства становится неважным. Главное — факт обладания им. Вспомните историю с Маурицио Каттеланом и бананом, приделаным скотчем к стене.
Artifex: Ты один из немногих, кто сейчас в России делает движ в теме NFT ART, но сам ты не художник. Тогда для чего это?
Я много общаюсь с предпринимателями. В какой-то момент обратил внимание на усиливающийся интерес со стороны бизнесменов и инвесторов к блокчейн и NFT технологиям, а также крипто-индустрии в целом. До этого сам изучал этот вопрос, много читал, но без определенных целей. Со временем понял, что это мое. Я давно искал что-то, что позволит мыслить ещё глобальнее и создавать более мощные проекты.
Параллельно со всех сторон стали приходить запросы от моих бизнес-товарищей на тему, где и что покупать, как правильно выбирать NFT-ART, как начать коллекционировать и в чем суть этого всего. Я понял, что пора делать обучение, иначе это не остановить. Посовещались с командой и решили, что прежде чем помочь потенциальным российским коллекционерам, нужно понять какое есть предложение на рынке от российских художников. И тут я понял, что его почти нет. Единицы из креативных профессий погружены в сферу крипто-арта. И это при том что в ведущих странах для художников NFT становится мейнстримом. А в России на сегодняшний день лишь 1% населения в курсе всей этой движухи.
Так мы решили восстановить дисбаланс с миром и адаптировать наших крутых художников, дизайнеров, фотографов, музыкантов, коллекционеров, инвесторов и других заинтересованных в этом рынке профессионалов к новым реалиям. Ну и, конечно, дать им возможность заработать!
Artifex: Как ты к этому пришёл? С чего все началось?
Когда я возглавлял рекламное агентство, у меня был штат очень крутых дизайнеров. Именно о них я вспомнил, когда услышал про NFT. Я подумал, что им нужно сказать про новые возможности, и стал сыпать их ссылками на маркетплейсы. Говорил, что новые возможности позволят им полностью отдаться творчеству и не работать на дядю. Но ребята не совсем понимали, как с этим всем разобраться, так как сфера была непонятная и новая. Вот тогда пришла идея помочь креативным людям пройти путь NFT-художника или как минимум показать прямую дорогу в новую сферу. Лучший для этого способ — обучение.
Обучением я занимаюсь уже более двух лет. У меня есть глобальная цель: создать целый образовательный кластер онлайн-профессий и принести тем самым пользу максимальному количеству людей.
Когда стало понятно, что мы двигаемся в сторону глобальной цифровизации и появился NFT, я сразу понял, что мне туда. У меня всегда была цель построить что-то очень значимое, способное приносить пользу. Я стал изучать сферы, связанные с применением технологии NFT, и стало ясно, что свои идеи в полном масштабе я смогу реализовать именно тут.
С осени 2021 года мы образовались командой и стали расширяться, собирая настоящих профи в крипто-индустрии, игровой и NFT сфер.
Artifex: Расскажи про школу и ее цели.
Цель — сделать мир лучше. Нет задачи заниматься сбором денег. Интереснее дать знания, с помощью которых люди могли бы монетизировать свои навыки и таланты.
У нас есть большой опыт в образовании. У меня самая крупная академия по обучению работе с маркетплейсами для молодых предпринимателей - Level up!
Мы сейчас строим большое комьюнити в сфере NFT-ART, где, с одной стороны, обучаем и помогаем художникам разобраться в сфере крипто-арта, а с другой - объединяем коллекционеров. Последним мы помогаем разобраться со сферой коллекционирования NFT-искусства. А ещё стараемся привить культуру цифрового коллекционирования тем, кто ещё не разобрался со всем этим, но имеет огромное желание. В конечном счете мы «поженим» два комьюнити, которые смогут принести друг другу пользу.
Кроме этого, мы планируем развивать нашу школу «MetaClever». Разные обучающие программы позволят сообществу крипто- и NFT-индустрии функционировать между собой.
На данном этапе мы сделали курс ART+NFT, где обучаем и помогаем художникам, но в ближайшее время запускаются ещё два. Один будет направлен на то, чтобы обучить и помочь будущим коллекционерам разобраться в новой индустрии инвестирования. Второй посвящён GameFi и поможет разобраться всем желающим, как зарабатывать на играх.
Artifex: А большое сейчас в России комьюнити nft-художников и коллекционеров?
Пока не особо. Примерно 1-2% погружены в сферу нфт. Из авторов креативных профессий лишь небольшая часть представлена на NFT-маркетплейсах, несмотря на то, что в физическом мире художников достаточно. Коллекционеров российских сейчас меньше, но надо отметить, что это комьюнити растёт и развивается. Те, кто инвестирует в ценные бумаги и ищет новый способ заработка, активно погружаются в сферу NFT-коллекционирования. Пока мало кто в теме, но вот-вот случится бум!
Зарубежное комьюнити развито во много раз больше. Но суть NFT-рынка как раз в том, что нет разделения по странам, поэтому всегда можно войти в мировое комьюнити.
Artifex: А если я сейчас, например, залезу на Opensea и куплю 100 штук самых простых нфтишек, получится, что я коллекционер?
Технически да. Но важно понимать, что коллекционер является отчасти инвестором. То есть, покупая нфтишку, надо ответить на вопрос ради чего? Или она тебе должна сильно нравиться или принести в будущем денег от последующих продаж. То есть коллекционер должен включиться в специфику рынка. Иначе можно потерять много денег. Если тебя это не смущает, то можно покупать с закрытыми глазами. Но коллекционеру крипто-арта нравится не просто обладать носителем контента, но и играться с ним на рынке. По сути это высокорисковые инвестиции. Хотя, если художник уже известный, серьезный и имеет серьезный бэкграунд, то рисков тут минимум.
В любом случае нужно разбираться в рынке, трендах и тогда будет успех.
Artifex: Ты на лекции рассказывал про 8 базовых вещей, на которые должен опираться художник, перед тем как выйти на рынок и понять цену своему искусству. Можешь повторить?
Конечно! Для себя мы сделали такую классификацию. Она удобна и проста, и это своего рода калькулятор для просчета стоимости работы. Надо ответить на вопросы и поставить балы от 1 до 5.
1. Есть ли бэкграунд в сфере современного искусства.
Как давно занимаешься искусством, где 1 - это меньше года, а 5 - более 10 лет.
2. Активность в Твиттере (1 - это просто есть паблик, но я его забросил или вообще не веду, а 5-каждый день что-то пощу, 0-вообще нет паблика).
3. Активность в других соцсетях. По той же логике (берём Инстаграм, ФБ, ТикТок, ВКонтакте).
4. Есть ли опыт выставок в физической реальности? (1 - может, было пару раз, а 5 - веду активную выставочную деятельность, в том числе за рубежом).
5. Есть ли опыт продаж физического искусства? (1 - пару раз случайно было, а 5 - продажи поставлены на поток).
6. Сложность исполнения вашего искусства (1 - очень легкий и не трудозатратный арт, в основном использую один материал или самую легкую программку, а 5 - я очень кропотливо создаю свой арт от придумывания идеи до реализации, использую сложные программы или технику исполнения).
7. Представлен ли ваш Арт в нфт-маркетплейсах (1 - попробовал зарегистрироваться на Opensea и загрузил одну-две работы, 5 - у меня есть минимум 3 аккаунта на разных маркетплейсах).
8. Были ли продажи в нфт? (1- была одна, а 5 - я уже неплохо продаюсь).
Теперь сложите все ответы и поделите на 8.
Если у вас более 4 баллов, то стоимость вашей работы можно смело ставить от 1 эфира (если это не коллекция и не серия).
Если 3-4, то можно начинать ставить цены от 0,3 эфира.
Если 2-3, то начинать имеет смысл с 0,05 эфира.
Если 0-2, то лучше поставить от 0,01 до 0,04 эфира.
Artifex: Как считаешь, в чем основные преимущества nft art? И какие в целом перспективы у этого направления?
Перспективы огромные. И с каждом месяцем они растут. Во-первых, скоро многое перейдёт на технологию нфт и блокчейн. И, скорее всего, токенизировать придётся все — по крайней мере, свои произведения искусства (музыкальные, визуальные — любые). Самые крупные бренды включаются в эту тему. Каждую неделю выходят новости о запусках NFT коллекций от Мерседес, Адидас. Этот ком будет только расти и важно разобраться в этом уже сейчас.
Во-вторых, рост метавселенных и их появление в цифровой реальности спровоцирует рост спроса на работы NFT-художников.
С моей точки зрения, основные преимущества nft art в том, что можно заявить о себе на весь мир. Нет предела тому, чтобы тебя узнали и заметили, например, в Сингапуре. Также сфера даёт возможность быстрой монетизации. Она динамичная - можно стать известным за короткие сроки.
Кроме того, путь реализации своего искусства очень легкий. Художник напрямую продаёт арт-коллекционеру. Процент от продажи забирает блокчейн, все открыто. Художник не беспокоится, что арт-дилер возьмет себе процент выше стоимости работы. Ну и возможность вписать в смарт-контракт рояли от последующих продаж произведения.
А ещё многие художники, отказываясь от создания физических произведений, помогают экологизации.
Ну и для малоизвестных художников это, конечно, открывает большие перспективы заявить о себе.
Artifex: А ваша школа помогает художникам стать известными?
Мы даём направление и все необходимые инструменты, объясняем, как себя продвигать. Показываем, по какому пути двигаться. Хотя мы не делаем работу за художников, но все же подталкиваем их и помогаем быстрее влиться в сферу. В процессе учебы, кроме теоретических и практических знаний, предлагаем авторам поучаствовать в разных проектах. Это могут быть выставки или коллаборации с нашими партнерами. То есть здесь мы сами ищем для них возможности, как проявить себя уже на первых неделях обучения. Кстати, из недавних кейсов - наши художники создали специальный NFT-коллаж для Дубай ЭКСПО. И русский дом в ЭКСПО рассказал про проект, в котором приняло участие 33 наших художника!
Artifex: Чем занимается ваша команда? Какие направления развиваете?
Мы готовим сейчас самый крупный проект в истории человечества, но пока не можем о нем рассказать. Направления развиваем разные, но все они связаны с NFT, метавселенными и Metafashion. В ближайшее время запускаем NFT ART фонд, о котором расскажем чуть позднее. И несколько проектов в коллаборации. Очень активно занимаемся развитием комьюнити. В них пока можно вступить в телеграмм-каналах, но уже в феврале появится дискорд, что поможет нам ещё лучше и эффективнее это делать!
Artifex: Есть глобальные цели?
На самом деле глобально хочется сделать мир лучше. Я считаю, что чем больше людей, у которых есть деньги, тем всем вокруг будет лучше. Наконец-то пришло время дизайнеров, художников, людей, у многих из которых никогда не было финансового изобилия. Прилетела та технология, о которой мечтали миллионы креативных людей. Так что теперь ваш выход, ребята. В эпоху метавселенных и NFT-технологий талантливые люди станут финансово успешными!
Ну и ещё одна цель - раскачать российский рынок и вывести его на один уровень с передовыми странами в данной индустрии.
Artifex: Какие перспективы у России в плане развития nft и крипто-индустрии и всего, что с этим связано?
В целом России будет тяжело. Соревноваться со странами, которые уже далеко убежали вперёд, сложно. Но, несмотря на это, есть команды, которые развивают тему крипто и нфт в нашей стране и это радует! Они вкладывают огромные ресурсы: финансовые, трудовые, временные, чтобы двигаться и развиваться в этой теме быстрее. Потенциал есть большой. Теперь главное — не сойти с колеи.
Кроме того, у нас мегакруто рисуют художники. Они не в чем не уступают зарубежным художникам!
Artifex: Что нас ждет в будущем? Как не заблудиться в метавселенных?
В будущем все переедут в метавселенные. Они растут и развиваются, для многих это дремучий лес. Но тем не менее они нас поглотят. Сейчас метавселенные развиваются постепенно. Появляются свои вселенные у брендов, корпораций, игр.
Лидерами на сегодняшний день являются Sandbox, Axie Infinity, Decentraland.
Нас ждёт полное погружение в виртуальный мир. Чтобы глобально погрузиться в него, необходимы очки, которые смогут себе позволить купить большая часть населения. Над этим работают сейчас многие компании. Самыми масштабными, скорее всего, станут метавселенная Цукерберга и Microsoft.
В метавселенные, по сути, переедет весь физический мир вместе со всеми брендами, услугами, продуктами и нашими прототипами (аватарами).
Artifex: Когда ты делал что-то впервые в последний раз?
Играл в ГО! Проиграл. А ещё играл в кэшфло, вот там выиграл.